Основы марксизма-ленинизма-маоизма (МЛМ)

Лекция, прочитанная для московской ячейки РМП 15 января 2023 г.

План лекции

  1. История маоизма
  2. Основы маоистской идеологии
  3. Необходимость выделения маоизма как отдельного этапа. Этапы развития пролетарской идеологии
  4. Применимость маоизма в условиях России

История маоизма

Маоизм зародился в Китае, он назван по имени Мао Цзэдуна, одного из основателей КПК и вождя китайской революции. Мао происходил из бедной крестьянской семьи в южном Китае. Его дед принимал участие в крестьянской войне тайпинов, отец служил в армии и благодаря упорному труду, а также эксплуатации своих сыновей, сумел выбиться в богатые крестьяне. Мао с детства конфликтовал с отцом, и в конце концов ушел из дома, чтобы получить образование. Он закончил среднюю школу, а потом педагогическое училище в г. Чанша (столица провинции Хунань), получив профессию учителя. Затем он некоторое время работал в библиотеке Пекинского университета на должности помощника библиотекаря, где изучал марксизм под руководством первого китайского марксиста, профессора Ли Дачжао (впоследствии был казнен Гоминьданом). Там же Мао повстречал свою первую любовь, Ян Кайхуэй, которая впоследствии стала его женой.

Мао в детстве и юности очень много читал, и всю жизнь постоянно занимался самообразованием. Он изучал как классическую китайскую литературу, так и западную науку, в частности, он испытал влияние философии И. Канта. К марксизму Мао пришел поздно, под влиянием Октябрьской революции в России, как и большинство других китайских интеллектуалов. В СССР ему это почему-то ставили в вину, однако, марксизм он усвоил очень хорошо и усвоил его творчески, а не догматически.

Свой политический путь он начинал как буржуазный революционер, принял участие в буржуазно-демократической Синьхайской революции 1911 г., после ее поражения и победы контрреволюции он на некоторое время ушел в учебу и стал заниматься развитием молодежного и студенческого движения. Он основал в Чанше, куда он вернулся, молодежное общество «Обновление народа», содержал книжный магазин, и даже организовал батальон самообороны из студентов колледжа. Общество занималось самообразованием, физической подготовкой, агитировало рабочих предприятий в Чанше и пропагандировало равноправие женщин.

В 1918 г. Мао переезжает в Пекин, где, как я уже говорил, он работает в библиотеке университета и изучает марксизм. Там он познакомился с Чэнь Дусю, редактором журнала «Новая молодежь» и будущим первым генеральным секретарем ЦК КПК. Мао становится одним из его учеников. В 1919 г. Мао, уже сформировавшийся марксист, возвращается в Чаншу, где некоторое время работает учителем и принимает активное участие в антиимпериалистическом движении 4 мая, которое начали студенты. В 1920 г. Мао путешествует по Китаю и принимает участие в движении за основание коммунистической партии. Он агитирует рабочих, в частности, он некоторое время сам работал в прачечной в Шанхае, где столкнулся с жестокой эксплуатацией – рабочий день там длился 12-14 часов. Затем он возвращается в Чаншу, где создает коммунистическую организацию, а также устраивается на работу преподавателем в свое родное педагогическое училище. Как активный и убежденный коммунист, он принял участие в первом съезде КПК в 1921 г.

Свою деятельность в качестве коммунистического организатора он начинал с рабочего активизма. Он создал профсоюз на шахтах в Аньюани, который организовал забастовку. Впоследствии профсоюз шахтеров оказал содействие в создании первой партизанской базы в горах Цзинган. В 1926 г. Мао опубликовал работу «О классах китайского общества», где он проанализировал основные классы, в то время существовавшие в Китае, с точки зрения того, кто из них является основной силой революции, кто ее друзьями и кто ее врагами.  В 1927 г. он выступил с «Докладом об обследовании крестьянского движения в провинции Хунань». Там Мао доказал на основе проведенного им социального исследования, что крестьянство в Китае является революционной и антиимпериалистической силой и может быть основной силой китайской революции под руководством рабочего класса. За этот тезис Мао потом постоянно будут обвинять в крестьянском уклоне, однако, он всегда подчеркивал, что крестьянством должен руководить пролетариат. В конце 1920-х гг. Мао, следуя своей линии на развитие крестьянского движения, организует китайскую Красную армию и советские районы, где была к 1931 г. провозглашена китайская Советская республика, главой ее Совнаркома был избран Мао. Тогда же начинается его пожизненная дружба и сотрудничество с Чжоу Эньлаем, который был одним из главных командиров и организаторов Красной армии.

Однако, в этот период Мао приходится бороться с коммунистическим ортодоксами, которые понимали китайскую революцию догматически, и настаивали на организации рабочих восстаний в городах. Эта линия, которую продвигал Ван Мин, привела к поражениям и в конечном счете ликвидации Советской республики. Коммунистам пришлось отступить в ходе т.н. «великого похода» и перебраться из южного Китая в северный, где в районе г. Яньань они основали новую партизанскую базу, откуда им удалось привести китайскую революцию к победе. В 1935 г. на пленуме ЦК КПК Мао Цзэдун становится фактическим лидером партии, коммунисты принимают его линию.

В 1931 г. на Китай напала Япония, создав там марионеточное государство Маньчжоу-Го. В 1935 г. она активизировала свое наступление, перейдя к захвату всего Китая. В этих условиях в 1937 г. был создан единый антияпонский фронт КПК и Гоминьдана. Следуя принципам единого антифашистского фронта, сформулированного Коминтерном, и прежде всего Г. Димитровым, в Европе, Мао разрабатывает теорию новодемократической революции и теорию затяжной народной войны. Они стали ключевыми для победы китайской революции в 1949 г.

После основания КНР в 1949 г. Мао приезжает в Москву, где после довольно трудных переговоров со Сталиным был заключен союз между СССР и КНР. Теория новодемократической революции была принята и одобрена руководством ВКП(б) как подходящая для колониальных, полуколониальных и зависимых стран, подобных Китаю, об этом была публикация в органе Коминформа «За прочный мир, за народную демократию!».

В самом Китае началось социалистическое строительство. К 1956 г. в КНР заканчивается этап новой демократии и начинается социалистический этап, к этому моменту собственность буржуазии была в основном обобществлена, главным образом путем выкупа, а не экспроприации.

Много вопросов вызывает «большой скачок». Главная идея «большого скачка» это соединение промышленности и сельского хозяйства в руках народных коммун – аналога колхозов, и развитие местной промышленности. Хотя «большой скачок» сопровождался неудачами и голодом, он оказал положительное воздействие на развитие как промышленности, так и сельского хозяйства. Тогда были основаны многие промышленные предприятия, которые действуют и сегодня, и начались эксперименты в области сельского хозяйства, например, идея заняться выведением т.н. гибридного риса, который позволили в 1980-е гг. поднять урожайность сельского хозяйства, появилась именно в то время.

К началу 1960-х гг. между советским и китайским руководствами накопилось много противоречий по вопросам как внешней, так и внутренней политики. Китайцы критиковали Хрущева за сближение с США, а Хрущев критиковал китайцев за создание народных коммун и «большой скачок». В ходе полемики между КПСС и КПК китайцы также обвинили советских в игнорировании последними угрозы реставрации капитализма в СССР и привели много примеров наличия классов и классовых противоречий в советском обществе, такие как спекуляция, криминал, коррупция, бюрократизм. После разрыва с СССР в Китае в 1966 г. начинается культурная революция с целью предотвращения реставрации капитализма по советскому образцу и продвижения к коммунизму. В период культурной революции на съезде КПК «идеи Мао Цзэдуна» были приняты в качестве официальной идеологии, которая стала именоваться «марксизм-ленинизм-идеи Мао Цзэдуна».

В 1960-1970-е гг. маоизм был в основном ругательным словом, которым называли сторонников Китая советские ревизионисты. Сами маоисты называли себя марксистами-ленинцами и говорили об идеях Мао Цзэдуна или маоцзэдунъидеях. Как идеология КПК, они были приняты на IX съезде в 1969 г. Что маоизм является новым этапом в развитии марксизма, было заявлено только в 1980-е гг. после реставрации капитализма в КНР. Это было реакцией революционеров-маоистов на предательство верхушки КПК и на критику маоизма со стороны ходжаистской Албании, которая некоторое время претендовала на роль центра марксизма-ленинизма. Маоисты стремились сформулировать революционную стратегию в новую эпоху, когда капитализм победил во всех или почти по всех странах мира.

По-видимому, первыми, кто заявил о выделении маоизма в отдельный этап, была Коммунистическая партия Перу («Сендеро Луминосо»), хотя Хосе Мария Сисон оспаривал эту пальму первенства. Процесс принятия МЛМ как официальной идеологии основными маоистскими партиями мира затянулся на примерно 20 лет и завершился в 2004 г., когда МЛМ был принят индийскими маоистами. Надо сказать, что разные маоистские партии дали разные интерпретации того, что такое МЛМ, но в главном они совпадают.

В настоящее время сильные маоистские партии имеются на Филиппинах, в Индии, Непале, Турции, отчасти в Перу, маоистские группы существуют практически во всех странах мира. Несмотря на огромные трудности, маоисты остались единственными коммунистическими революционерами, которые не отказались от вооруженной революции и борьбы за новое общество. Это отличает их от других коммунистов и марксистов, которые пытаются встроиться в существующий общественный порядок и фактически утратили веру в революцию. Только у маоистов есть своя революционная стратегия, которую они стремятся осуществить на практике.

«До победы русской революции ревизионизм господствовал в мировом коммунистическом движении и настоящие революционеры типа большевиков во главе с Лениным, были в меньшинстве. Победа Октябрьской революции разрушила ревизионизм II Интернационала и привела к огромному росту коммунистических партий и революций. Когда появился хрущевский ревизионизм, только несколько партий стали на сторону КПК во главе с Мао Цзэдуном. Но потом Великая пролетарская культурная революция вызвала мощную волну новых партий и революций. Наша революция и затяжная народная война на Филиппинах являются прямым продолжением этой волны. И вновь только несколько партий выступили против ревизионистов во главе с Дэном, который захватил власть в Китае. Но эта борьба привела к появлению перуанской и непальской революций. Перуанская революция была отброшена назад, тогда как непальская предана неоревизионизмом. Но урок остается. Только совершив революцию, мы сможем полностью реализовать потенциал благоприятной ситуации и победить империализм, реакцию и ее инструмент – ревизионизм. Твердо придерживаясь МЛМ, идеологии пролетариата, и придерживаясь пути революции мы сможем преодолеть затруднения и успешно ответить на все вызовы».

Товарищ Ганапати, «Уроки и вызовы индийской революции», 2014 год

Основы маоистской идеологии

Маоистская диалектика

Ключевым в идеологии маоизма, как и марксизма в целом, является диалектика. Мао развивал идеи, высказанные еще В.И. Лениным в его «Философских тетрадях». В своих лекциях «Относительно противоречия» и «Относительно практики» он продолжил развитие диалектического метода, сформулированного К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным. Вкладом Мао в развитие диалектики является разработка вопроса о противоречиях. В частности, он выделял главное и второстепенное противоречия, и главную и второстепенные стороны противоречия.

«В случае агрессивной войны империалистов против такой страны различные её классы, за исключением небольшой кучки национальных предателей, могут временно сплотиться для ведения национальной войны против империализма. В этом случае противоречие между империализмом и данной страной становится главным противоречием, а все противоречия между различными классами внутри этой страны (включая главное противоречие — между феодальным строем и народными массами) временно отступают на второстепенное место и занимают подчинённое положение. Такая ситуация была характерной для опиумной войны 1840 года в Китае, китайско-японской войны 1894 года, войны, которую вели «боксёры» в 1900 году, и характерна для нынешней китайско-японской войны».

Мао Цзэдун, «Относительно противоречия»

«Кое-кто полагает, что существуют такие противоречия, на которые это положение вовсе не распространяется; например, если в противоречии между производительными силами и производственными отношениями главная сторона — производительные силы, в противоречии между теорией и практикой главная сторона — практика, в противоречии между экономическим базисом и надстройкой главная сторона — экономический базис, то положение сторон якобы взаимно не меняется. Это — понимание, свойственное механистическому, а не диалектическому материализму. Разумеется, производительные силы, практика и экономический базис вообще выступают в главной, решающей роли, и кто этого не признает, тот не материалист. Однако необходимо также признать, что в определённых условиях и производственные отношения, теория и надстройка, в свою очередь, выступают в главной, решающей роли».

Мао Цзэдун, «Относительно противоречия»

Для маоистской диалектики характерна ее связь с политической практикой. Мао и маоисты всегда анализируют социальную действительность с точки зрения наличия в ней противоречий между классами и социальными слоями, и стремятся выделить главное противоречие, за которое нужно ухватиться. См. например «Учение активизма»:

«Правильный метод анализа? «Раздвоение единого»  попросту значит изучение противоречий в вещах. Это проникновение в их суть, изучение характера и противостояния между конфликтующими аспектами противоречий. Мы изучаем движение и прогресс борьбы, ее формы и способы, с помощью которых противоречия борются, нарастают и ослабевают, действуют и противодействуют и т.д. Это и есть надлежащий способ познания.

Это напоминает нам о том, что мы не должны анализировать ситуацию однобоко. Быть односторонним — значит рассматривать только один аспект вещи или противоречия. Это также означает предпочтение одной грани противоречия. Также это может означать лень в рассмотрении двух сторон противоречия и того, как они противостоят друг другу.

Например, когда мы критикуем товарища, мы рассматриваем его или ее положительные и отрицательные черты. При исследовании какого-нибудь баррио мы изучаем крестьян и сельскохозяйственных рабочих, с одной стороны, и землевладельца – с другой. При анализе общества мы рассматриваем эксплуатируемые и угнетенные классы, с одной стороны, и эксплуатирующие и угнетающие классы, с другой».

«Учение активизма»

Еще один важный момент – понимание Мао антагонистических и неантагонистических противоречий. Он говорил, что борьба противоположностей не всегда бывает антагонистической, это зависит от конкретных условий. Скажем, противоречия между народом и его врагами являются антагонистическими, а противоречия внутри народа – неантагонистическими, но при определенных условиях они могут стать антагонистическими. Поэтому он говорил о «правильном разрешении противоречий». Если они не будут разрешены правильно, тогда произойдет реставрация капитализма.

Маоистская экономика

Диалектику Мао применял в том числе в анализе политической экономики. В отличие от Сталина, Мао выступал против одностороннего акцента на развитии тяжелой промышленности, а также против увлечения кадрами и техникой. Он выступал за приоритет политики и классовой борьбы. Мао боролся против «теории производительных сил», согласно которой, не важно, в чьих руках власть, главное, чтобы развивалось производство, которую в Китае продвигали Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Мао говорил, что если политическую власть захватят ревизионисты, они восстановят капитализм. Мао говорил, что надстройка и сознание могут трансформировать базис и, если поставить политику во главе угла в каждой сфере, то можно постоянно развивать и производительные силы. Мао учил, что нужно быть «и красным, и квалифицированным», протестуя против увлечения техническими специалистами, и учил, что «политика это командная сила».

Важным вкладом Мао в развитие политэкономии стала разработка им теории государственно-монополистического капитала применительно к Китаю, который он называл компрадорско-бюрократической буржуазией (КББ).

«Этот монополистический капитализм, тесно связанный с иностранным империализмом, с классом помещиков и с кулачеством старого типа внутри страны, превратился в феодально-компрадорский, государственный монополистический капитализм, который и является экономической основой реакционной власти Чан Кайши. Государственный монополистический капитализм угнетает не только рабочих и крестьян, но и мелкую буржуазию и наносит ущерб интересам средней буржуазии. ‹…› Этот капитал в Китае обычно называется бюрократическим капиталом, а представляющая его буржуазия — бюрократической буржуазией. Это и есть крупная китайская буржуазия».

Мао Цзэдун

Новая демократия

Насчет новой демократии и новодемократической революции (НДР) есть много заблуждений, распространяемых в основном троцкистами и ходжаистами, которые пытаются представить НДР как капитуляцию или заигрывание с национальной буржуазией. В действительности, Мао говорил о том, что национальная буржуазия это ненадежный союзник, поэтому НДР это демократическая революция под руководством пролетариата, который возглавляет союз четырех революционных классов (крестьянство, пролетариат, мелкая буржуазия, включая интеллигенцию, и национальная буржуазия). Мао учил, что «старые» демократические революции покончили с феодализмом и отдали власть буржуазии, а «новая» демократическая революция направлена против феодализма и бюрократического капитализма и отдаст власть пролетариату, который пойдет дальше к социалистической революции. В этом суть НДР.

Линия масс

Мао учил, что «народ и только народ является движущей силой, творящей мировую историю». Чтобы объединиться  с народом, без чего невозможна революция, коммунистическая партия должна собирать мнения народа, анализировать их с классовой точки зрения, и затем пропагандировать их среди народа в виде лозунгов.

«Это значит: суммировать мнения масс (разрозненные и бессистемные) и снова нести их (обобщённые и систематизированные в результате изучения) в массы, пропагандировать и разъяснять их, делать их идеями самих масс, чтобы массы отстаивали эти идеи и претворяли их в действия; вместе с тем на действиях масс проверять правильность этих идей. Затем нужно вновь суммировать мнения масс и вновь нести их в массы, чтобы массы их отстаивали,— и так без конца. С каждым разом эти идеи будут становиться всё более правильными, более жизненными, более полноценными. Этому учит марксистская теория познания».

Мао Цзэдун. К вопросу о методах руководства (1 июня 1943 г.)

Затяжная народная война

Затяжная народная война (ЗНВ) это метод осуществления НДР в колониальных, отсталых и зависимых странах. Сегодня существует дискуссия относительно ЗНВ среди маоистов, есть люди, которые пропагандируют ЗНВ как универсальный метод для всех стран, что неверно. Насчет ЗНВ важно понимать, что это не столько военные действия, сколько политическая борьба.

«Важнейшим вкладом Мао [в военную науку] было вовлечение широких масс в народную войну. Он показал, что народ, а не вооружение является решающим фактором в ведении народной войны. Развитие народной милиции как местной боевой силы под лозунгом «каждый гражданин должен быть солдатом»42 распространило партизанскую войну по всему Китаю. Партизанская война приобрела массовый характер в тылу врага, тем самым ускорив продвижение регулярной народной армии и партизанских отрядов. Тов. Мао учил, что партия всегда должна командовать винтовкой и совершенно недопустимо, чтобы винтовка командовала партией».

Партия

Концепция маоистской партии отличается от концепции компартии периода Коминтерна, где делался упор на следование единственно правильной генеральной линии, спущенной сверху массам (хотя сам Сталин всегда подчеркивал необходимость дискуссии и высказывался против зажимания мнений, отличных от общепринятого). Согласно маоистскому подходу, в партии всегда идет борьба двух линий (пролетарской и буржуазной) и это нормально, только в этой борьбе может быть выработана пролетарская правильная линия.  Конечно, борьба двух линий должна быть неантагонистической и мнения нужно высказывать и обсуждать открыто, без образования тайных фракций и группировок.

«Все руководящие работники партии обязаны развивать внутрипартийную демократию и позволять людям высказываться. В каких пределах? Во-первых, необходимо, чтобы при этом соблюдалась партийная дисциплина, меньшинство подчинилось большинству, а вся партия — Центральному Комитету. Во-вторых, нельзя позволять сколачивать тайные группировки. Открытой оппозиции мы не боимся, мы боимся оппозиции тайной. Ведь в глаза эти люди правды не говорят, они лгут и обманывают, истинные цели не высказывают. Тем же, кто не нарушает дисциплину, не создаёт тайных группировок, мы позволим высказываться, мы не будем наказывать, если при этом будут допущены ошибочные высказывания. Высказал кто-то ошибочное мнение — критикуйте, но убеждать надо при помощи аргументов. А что делать с теми, кого словом не убедишь? Пусть останутся при своём мнении. Меньшинство может остаться при своём мнении, лишь бы оно подчинялось решениям, принятым большинством».

«Без демократии настоящего централизма не добьёшься, так как его нельзя добиться, если существует разнобой во мнениях и отсутствует единое понимание действительности. Что означает централизм? В первую очередь — сосредоточение воедино правильных мнений. Единое понимание действительности, единая политика, единые планы, единое руководство, единые действия на основе соединения воедино правильных мнений — это и есть централизованное единство. Если никто ещё не разобрался в каком-то вопросе, если замечания есть, но они не высказаны, если есть что-то, не вышедшее наружу, то как можно добиться этого централизованного единства? Без демократии нельзя правильно обобщить опыт. Без демократии никакие предложения от масс не исходят, а это означает, что невозможно выработать правильную линию, курс, политику и методы».

Культурная революция

Культурная революция в буржуазной науке обычно понимается как кампания по расправе с политическими противниками Мао. Такое понимание односторонне и не соответствует действительности, поскольку реальных противников у Мао не было, его положение в партии было незыблемым. Культурная революция на самом деле была нужна для предотвращения реставрации капитализма по советскому образцу.

Наиболее емко суть ВПКР выражена в постановлении ЦК КПК от 8 августа 1966 г. Там говорится следующее:

«Хотя буржуазия уже свергнута, она тем не менее пытается с помощью эксплуататорской старой идеологии, старой культуры, старых нравов и старых обычаев разложить массы, завоевать сердца людей, усиленно стремится к своей цели — осуществлению реставрации. В противовес буржуазии пролетариат на любой её вызов в области идеологии должен отвечать сокрушительным ударом и с помощью пролетарской новой идеологии, новой культуры, новых нравов и новых обычаев изменять духовный облик всего общества. Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облечённых властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных «авторитетов» в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя».

Почему маоизм это отдельный этап

Когда маоисты выделяют идеи Мао Цзэдуна в отдельный этап развития пролетарской идеологии, они говорят, что Мао внес решающий вклад в развитие всех трех составных частей марксизма (политэкономии, философии и научного социализма) и поэтому его идеи заслуживают того, чтобы их выделить в отдельный этап. Вот как КП Индии (маоистская) объясняет это:

«Маоизм — это не просто сумма всех выдающихся достижений Мао. Это наиболее всеобъемлющее и всестороннее развитие науки марксизма-ленинизма, которое оформилось в период огромных изменений и великих потрясений, случившихся в мире со времен тов. Ленина. А именно: появление социалистического лагеря после Второй мировой войны; подъём национально-освободительных движений по всему миру, что привело к новой фазе неоколониального контроля и эксплуатации; и реставрация капитализма в Советском Союзе и Восточной Европе с момента узурпации власти кликой современных ревизионистов во главе с Хрущёвым. Марксизм-ленинизм-маоизм есть единое целое. Маоизм — это марксизм-ленинизм нашего дня. Отрицать маоизм значит отрицать марксизм-ленинизм как таковой.

В нашем понимании, марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи и МЛМ никогда не были разделены китайской стеной. Однако, термин маоизм — это более точное и научное объяснение вклада Мао. Учитывая, что современный ревизионизм приуменьшает значение учения Мао и отрицает его историческое и международное значение, будет более правильным использовать термин маоизм вместо идей Мао, чтобы провести с ним (ревизионизмом) чёткую разграничительную линию.

Ленин провёл такую линию, заявив, что «только тот марксист, кто распространяет признание классовой борьбы на диктатуру пролетариата». Сегодня эта разграничительная линия стала более чёткой. Сегодня только тот марксист-ленинец, кто распространяет признание классовой борьбы не только на диктатуру пролетариата, но и на существование классов и антагонистических противоречий между ними, существование буржуазии внутри партии и на необходимость продолжения революции в условиях диктатуры пролетариата в период социализма до построения коммунизма».

Марксизм-ленинизм-маоизм. Базовый курс

Можно суммировать содержание трех этапов развития МЛМ следующим образом. Маркс и Энгельс вскрыли экономическую сущность эксплуатации пролетариата капиталистами, научно обосновали учение о классовой борьбе, сформулировали основы пролетарской философии. Ленин и Сталин развили учение о диктатуре пролетариата, показали, что пролетариат может и должен взять политическую власть в экономически отсталой стране и построить основы социалистического общества. Мао показал, что для укрепления социализма и предотвращения реставрации капитализма необходима культурная революция, изменение привычек и обычаев людей, их сознания.

Маоизм является частью марксизма-ленинизма, потому что он признает примат политической надстройки над экономическим базисом, необходимость и возможность построения социализма в одной стране, тактику единого фронта и др. В то же время, он выходит за рамки ленинизма и вносит в него новое, как в философии (развитие учения о противоречиях), так и в политэкономии (борьба с «теорией производительных сил», сбалансированное развитие промышленности и сельского хозяйства, упор на развитие местной промышленности) и в культуре (культурная революция).

Маоизм в России

Существует точка зрения, что маоизм применим только в отсталых странах, где есть феодальные пережитки и неоколониальная зависимость от империалистических стран, поэтому для России он не подходит. Однако, это опровергается тем, что маоизм не сводится только к стратегии и тактике новодемократической революции (НДР), это новый этап в развитии марксизма, который применим универсально.

Остается вопрос о применимости к России теории НДР. Ортодоксальная точка зрения сводится к тому, что для России и других развитых капиталистических стран она не подходит, и в их случае необходима социалистическая революция, поэтому что в России нет пережитков феодализма и поэтому демократическая революция не нужна. Что такое демократическая революция например в Индии?

«Демократизация общества означает, в первую очередь, разрушение старых феодальных институтов в экономических отношениях, в социальных отношениях между людьми, и реорганизацию политической (государственной) власти. Короче говоря, целью демократической борьбы должно быть построение по-настоящему независимой Индии, одновременно с полной революционизацией всех экономических, политических и социальных отношений. Эта демократизация индийского общества является первым шагом к прогрессу страны. Тем самым, прогрессивны все те, кто участвует в этом процессе и выступает даже только против отдельных аспектов империалистической/полуфеодальной структуры. Критерием демократизма не должно служить отношение отдельной личности или движения к коммунизму (а такая тенденция была даже у нас). Поэтому, например, те силы, которые борются против касты, которые борются за равенство женщин, борются против угнетения национальностей, против угнетения меньшинств и т.д., все они являются частью антифеодальной борьбы и, следовательно, прогрессивными силами, вне зависимости от того, какой идеологии они придерживаются. Кроме того, те, кто является настоящими патриотами (т.е. выступает против всех форм господства со стороны сверхдержав), также являются частью демократического движения, независимо от того, какой идеологии они придерживаются.

Верно, что коммунисты должны быть на переднем крае борьбы за демократию и демократическую революцию – но они не должны быть, и не могут быть, единственными борцами за демократические перемены. Проблема с традиционными «коммунистами» заключается в том, что они не понимают, что современный этап революции является главным образом антифеодальным и антиимпериалистическим, и считают его антикапиталистическим. Они измеряют прогрессивность отдельных личностей и идеологией не той ролью, которую они играют в демократической революции, а их отношением к КПИ, КПИ (марксистской) и социалистическому учению. Поэтому эти так называемые коммунисты считали прогрессивными таких архиреакционеров, как Неру, Ганди и ИНК, и не видели прогрессивности антибрахманских движений, национальных движений, женского движения и движений угнетенных меньшинств. Поэтому, хотя Гопал Гуру и другие ученые могут сравнивать идеи Амбедкара и Маркса – главным вопросом является вопрос о том, как оценить эти движения как часть процесса за всестороннюю революционную демократизацию общества.

Повторим, в Индии, революция находится на демократическом этапе (а не социалистическом) и, хотя коммунисты должны быть на переднем крае как наиболее последовательные борцы за демократию (чего они так и не сделали), будет много движений/отдельных личностей/идеологий, которые будут частью демократического движения, особенно из числа угнетенных каст и угнетенного пола. Коммунисты должны стремиться понять эти движения, участвовать в них и связывать их со всесторонней демократической реорганизацией общества путем захвата государственной власти. Амбедкар и движение далитов против кастового угнетения выступали против важной опоры полуфеодальной структуры – касты – и, следовательно, они стали частью демократического движения».

Анурадха Ганди, «Кастовый вопрос возвращается», 1988 год

Социалистическая революция означает захват власти пролетариатом и уничтожение частной собственности. В России нет условий для этого, потому что пролетариат забит и мелкобуржуазен, нереволюционен и т.д. Из этого делают обычно такой вывод, что раз социалистическая революция невозможна, значит, невозможна никакая революция в принципе и либо ничего делать не надо, либо нужно поддерживать правящий режим, потому что он борется с западным империализмом.

Что касается демократической революции, то в старом виде антифеодальной революции она для России неактуальна. У нас есть до сих пор пережитки феодализма в надстройке, например, в отсутствии базовых демократических прав, в роли президента, который фактически царь, в отношениях между людьми на работе и в обществе, в положении женщины и т.д. Однако, можно говорить только об остатках феодализма, и господствующая формация у нас безусловно капитализм.

Мао в свое время говорил о новой демократической революции в противоположность старой, которая свергла феодализм и установила капитализм. Новая демократическая революция должна открыть путь к социализму. Мы считаем, что в России возможна такая новодемократическая революция, как и в других развитых странах, например, во Франции и США, где в последние годы появились такие массовые народные движения, как «желтые жилеты» и БЛМ. Если удастся создать блок между пролетариатом и мелкой буржуазией, которые составляют абсолютное большинство населения, пресловутые 99%, под руководством коммунистической партии, тогда такая демократическая революция может развиться в социалистическую.

«Социалистическая революция не один акт, не одна битва по одному фронту, а целая эпоха обостренных классовых конфликтов, длинный ряд битв по всем фронтам, т. е. по всем вопросам экономики и политики, битв, которые могут завершиться лишь экспроприацией буржуазии. Было бы коренной ошибкой думать, что борьба за демократию способна отвлечь пролетариат от социалистической революции, или заслонить, затенить ее и т. п. Напротив, как невозможен победоносный социализм, не осуществляющий полной демократии, так не может подготовиться к победе над буржуазией пролетариат, не ведущий всесторонней, последовательной и революционной борьбы за демократию».

В.И. Ленин, «Социалистическая революция и право наций на самоопределение», 1916 г.

Что касается стратегии и тактики российских маоистов, нам ощупью удалось определить три основных пункта, которые отличают нас от других «левых»:

1) Отрицание социализма при Брежневе, решительно размежеваться с ревизионистами,

2) Линия масс, изучение условий жизни народа, участие в его борьбе за насущные интересы,

3) Курс на новую или народно-демократическую революцию.

Литература

О марксизме-ленинизме-маоизме (1988 г.) https://vk.com/@xxkpss-o-marksizme-leninizme-maoizme

Да здравствует марксизм-ленинизм-маоизм! (1993 г.) http://maoism.ru/631

Марксизм-ленинизм-маоизм, краткий курс (1990-е гг.) http://maoism.ru/372

Поднимем высоко яркое красное знамя марксизма-ленинизма-маоизма! (2004 г.) https://rusmaoparty.org/library/india/mlm/

Маоизм vs сталинизм (2008 г.) https://maoism-ex-ussr.livejournal.com/52728.html

Кое-что об отличии маоизма от «нормального» коммунизма (2012 г.) https://red-w1ne.livejournal.com/37384.html

Вперед к веку маоизма! (2012 г.) http://maoism.ru/355

Тезисы о маоизме (2015 г.) https://red-w1ne.livejournal.com/174528.html

Введение в марксизм-ленинизм-маоизм (2016 г.) http://maoism.ru/3497

О маоизме (2016 г.) https://red-wedge.livejournal.com/78807.html и https://red-wedge.livejournal.com/78996.html