Южная Осетия — часть России? Мнение осетина-маоиста

Ян Калаев, 4 июня 2022 г.

Статья выходит несколько запоздало, мысль начать её писать посетила меня, когда вновь начали раздаваться лозунги о присоединении Республики Южная Осетия (РЮО) к Российской Федерации. Лозунги эти поднимаются не в первый раз, но именно сейчас эти лозунги облетели всю Россию, во многом из-за недавно прошедших президентских выборов в Южной Осетии, на которых победил оппозиционный кандидат от партии «Ныхас» — Алан Гоглоев. Впрочем, об этом позже. Статья выходит запоздало, но, всё же, я считаю важным донести до российского обывателя истинное положение дел и настроения осетин, а также задать вектор направления для будущего маоистского движения в Осетии (которое, несомненно, появится, и, надеюсь, волею Дао, появится в ближайшее время).

Сам я являюсь этническим осетином, мой отец, дед, прадед и все прочие пра-прадеды — осетины вплоть до основателя фамилии. Большую часть жизни я прожил в Северной Осетии, однако, также очень часто бывал и проживал небольшое время в Южной, я вырос там и сформировался, я также являюсь носителем осетинского языка и культуры наших предков. Так что, как по мне, я имею небольшое представление о настроениях, чаяниях и мыслях нашего народа как на Севере, так и на Юге. Да и вообще, если бы по воле все того же Дао меня не закинуло в совершенно другие края, я бы на данный момент был активным маоистом в Осетии.

В этой статье я изложу свой взгляд на состояние нынешнего югоосетинского общества и государства, перспективы его присоединения к России и альтернативные варианты развития событий, с точки зрения пролетариата.

Предыстория

Начнём с предыстории, чтобы сформировать у читателя, не знакомого с историей Южной Осетии до 2008 года, понимание ситуации и развернуть перед ним всю картину.

В этом коротком пересказе я намеренно опущу множество лишних и незначительных подробностей, оставив лишь самое главное и основное. Да, кстати, историю Южной Осетии до Сталинского периода трогать не будем. Там тоже много всего интересного было, но те события сейчас не являются объектом нашего рассмотрения.

Итак, что мы имеем? Южная Осетия — часть Грузинской ССР. Автономия в её составе. Ещё с конца Сталинских времён наблюдается серьезнейшее притеснение осетин на национальной почве. В послевоенные времена этот процесс носил преимущественно мягкий характер. Выпускникам-осетинам из школ рекомендовали взять грузинское окончание к фамилии, иначе ни в какой ВУЗ не возьмут. Кто-то менял, так и появились различные Дриашвили, Элбакидзе, Карашвили и Джугашвили. Все носители этих и многих других фамилий — огрузинившиеся, или даже неогрузинившиеся осетины.

Осетины, конечно, жаловались, писали письма в Москву, там, судя по многочисленным воспоминаниям, дежурно поругивали КП Грузии, но как-то вяло. А КП Грузии дежурно обещало со всем разобраться.

После смерти Сталина всё пошло веселее.

Во-первых, во время десталинизации, у юго-осетинского руководства возникали очень серьёзные тёрки как с КП Грузии, так и с КПСС в Москве. Всему виной митинг в Сталинире в 1956-м. Да-да, в Сталинире, и это была вторая причина для тёрок. До 1961 года город Цхинвал носил название Сталинир (что в переводе значит «Сталинская Осетия»). Осетинское руководство очень неохотно как на юге, так и на севере проводило десталинизацию. В том числе и из-за того, что осетины убеждены в том, что Сталин — осетин и их соотечественник.

Помимо этого, после прихода к власти ревизионистов и реставрации капитализма в Советском Союзе, дела с давлением на южных осетин ухудшились. Во-первых, осетин принуждали менять фамилии более нагло, не опасаясь особо репрессий из центра. Во-вторых, начали массово закрываться осетинские школы, была в короткий срок изъята вся литература из библиотек на осетинском языке, словом, была дана установка из Тбилиси — огрузинить осетин. И не только осетин. Грузинская буржуазия еще с 1950-х взяла на вооружение лозунг «Грузия для грузин». Эту же политику она продолжала и после распада Союза. Огрузинивались осетины, абхазы, армяне, греки, и многие другие народы Грузии.

Все это сопровождалось периодическими митингами и мелкими противостояниями осетин с грузинскими властями. А когда великий могучий начал в 90-х трещать по швам, южные осетины выдвинули требование:

«Признать Южную Осетию отдельной Республикой в составе СССР — Южно-Осетинской ССР».

Грузинское руководство в панике. Южная Осетия не подчиняется тбилисскому руководству. В ответ на это, Грузия официально, на бумаге, ликвидировала автономию в Южной Осетии, однако, бумага всё терпит, а вот осетины послали Тбилисское руководство в пешее эротическое. По сути, в такой мягкой стадии, конфликт находился с 1990 по 1991 годы. А в 1992 грянул гром.

Советская Империя распалась. Грузинское руководство попыталось силой вернуть отторгнутые от неё территории Южной Осетии, однако, получило неожиданно сильный отпор. Грузинская армия потерпела поражение от необученных добровольческих формирований южных осетин, порой подростков. Историй с обеих сторон о той войне 1992 года можно найти на просторах Интернета немало, но суть одна — южные осетины требовали и желали своей независимости и желали покончить с притеснениями на национальной почве в Грузии. Причём Россия в этом конфликте не играла долгое время никакой роли. Ельцин даже и не собирался останавливать конфликт или как-то в него влезать. Вице-президенту России Александру Руцкому (Борис Ельцин в это время был с визитом в США) пришлось заступиться за Южную Осетию лишь после угрозы со стороны уже североосетинского руководства. Тогда Северная Осетия была в опасной близости от сепаратизма, а потому могла диктовать Москве свои условия. Одним из таких условий было — помочь Южной Осетии, иначе… Северная Осетия может подумать о пересмотре своего статуса в составе России.

Как ни забавно, существенную помощь в обороне Южной Осетии оказали добровольцы из Ичкерии. А Грузии оказали помощь украинские националисты. Так или иначе, война выиграна. В учебники истории в Осетии она войдёт как «Вторая грузино-осетинская война 1992 года». Первая война была после Революции с меньшевистской Грузией, а третья… а третья в 2008-м.

Пейзаж после битвы: Республика Южная Осетия независима и… бедна. На её территории разместился миротворческий корпус российских и грузинских войск. Электричество, которое поступало из Грузии пропало, заводы, которых и при Союзе было немного, все позакрывались, страну захлестнул бандитизм, а национальный банк… здесь уместно вспомнить цитату бывшего президента Южной Осетии «Надо было съездить в наш банк в те годы, чтобы понять, что значит «дыра». Ничего не было, банк был пустой».

Множество осетин в 1992-м перебрались в Северную Осетию, в качестве беженцев. Позднее, в 2008-м году с Юга на Север также пойдут беженцы.

В период с 1992 по 2004, и особенно, с 2004 по 2008 (с момента нового обострения осетино-грузинских отношений) Южная Осетия начинает постепенно сближаться с Россией. Причин было несколько. Сразу после обретения независимости стало понятно, что Южная Осетия в её нынешней форме, в таком состоянии, в котором она находилась и находится поныне, неспособна существовать и при этом полноценно развиваться. Для этого ей нужен «внешний помощник». Этим внешним помощником оказалась Россия. Во-первых, потому что других соседей у РЮО попросту нет, во-вторых, потому что Россия стремилась к возвращению статуса сверхдержавы, в-третьих, потому что осетины севера и осетины юга неразрывно связаны, в-четвертых, потому что множество осетин, в связи с ранее озвученными причинами, стали приобретать российские паспорта, в-пятых, потому что не имея каких-либо ресурсов для финансовой самостоятельности, РЮО перешла полностью на российские рубли. По сути, Южная Осетия стремилась к статусу неоколонии российского империализма.

Тут я должен на минуточку прервать повествование и сделать важное уточнение. Осетины не делят сами себя на южных и северных. Мы так себя не делим. Осетины имеют общее национальное самосознание. Осетины осознают себя и видят единым народом, волею судьбы разделённым кавказскими горами. Южные и северные осетины регулярно пересекают границу. У всех осетин и на юге, и на севере есть родственники, в большом количестве. Язык южных и северных осетин ничем не отличается. Язык северных осетин делится на два диалекта, но на юге говорят на иронском диалекте. На таком же, на каком говорит и подавляющее большинство северян. Говоры осетинского языка уже давным-давно перемешаны, так что встретив сегодня носителя кударского говора нет никаких оснований считать его выходцем с юга, а встретив носителя, скажем, туальского говора, нет никаких гарантий, что он не южанин. Осетины уже давным-давно перемешались. Селяне с горожанами, южане с северянами, дигорцы с иронцами.

Итак, Грузия, осознав, что Южная Осетия уплывает к российскому империализму, попыталась в 2008-м взять реванш. На этот раз подготовившись основательно, приобрели западное оружие, технику, инструкторов. Однако, как мы знаем, очередная попытка закончилась неудачей, на этот раз, преимущественно, из-за прямого вмешательства России.

В 2008-м Южная Осетия официально стала российской неоколонией, в этом статусе она и пребывает поныне.

Осетинский «зарин». На бумаге — валюта, находящаяся в обороте наравне с рублем, на деле — просто памятные монетки

Современное состояние Южной Осетии

Итак, Южная Осетия с 2008 по 2022 года имела 14 лет мирного развития под пятой российской метрополии. Посмотрим, каких высот и результатов она добилась:

Начнём с экономики. С сельского хозяйства. 90% территории Южной Осетии — гористая и холмистая местность. То есть, обрабатывается около 10% земли, при этом экономика Южной Осетии считается аграрной. Большинство населения живёт за счёт натурального хозяйства. Поля практически не обрабатываются. Из 24 тыс. гектаров пашни на территории Южной Осетии 22 тыс. гектаров более 20 лет не распахивалось. По этой причине Южная Осетия недополучает ежегодно более 3-х миллиардов рублей. Обширные сады, существовавшие в Южной Осетии во время СССР, были впоследствии заброшены, постепенно деградировали и частью были вырублены на дрова. При этом, почти всё сельское хозяйство Южной Осетии — убыточное. От него почти нету дохода, власть Республики, тем не менее, разработали план по обеспечению продовольственной безопасности страны, согласно ему, при желании, Южная Осетия способна обеспечить все свое население своей едой.

Промышленность. Большинство промышленных предприятий, существовавших во времена СССР, закрыты, либо работают на 5-10 % от прежней мощности. В настоящее время в промышленности занято всего 1670 человек.

Продолжим смешным. Пищевая промышленность. Пищевая промышленность представлена крупным пивоваренным заводом «Алутон», «Багиатским наливочном заводом», «Цхинвальским пивзаводом» и пекарнями в Цхинвале. То бишь, возможность выпить пива и поесть хлеба у осетин есть. Ну, собственно, и всё.

Занятость населения. О… здесь уже будет грустнее всего. Если предыдущие параметры хотя бы подают какие-то надежды на подъём в далёком будущем, то вот этот раздел нет. Всё население Южной Осетии составляет всего чуть более чем… 56 000 человек. Из них 33 000 живёт в столице Республики, в Цхинвале. Собственно, других городов в РЮО и нет. Всякие «города» вроде Джавы или Квайсы имеют население под 1000-2000 человек. При этом, нужно понимать, что в эти 56 000 человек включаются и граждане РЮО, находящиеся в Российской Федерации. А таких достаточно. 70% из этих 56 000 человек — экономически активны, но, при этом, занято в Южной Осетии около 20 000 человек. 70% от 56 000 это 39 200. Получается, что если 20 000 человек трудоустроены, то 19 200 человек из активного населения Южной Осетии — безработны. А это где-то 35% от всего населения и почти половина от всего активного населения страны. При этом, бедностью считается достаток меньше 3000 рублей. Это при том, что зарплаты в РЮО пониже российских будут.

«Город» Квайса

Медицина. Вот, как ни странно, в Южной Осетии (как и в Северной) замечательные дантисты. Прямо на вес золота, их даже американцы ценят. Осетинские дантисты одни из лучших в мире. Это, пожалуй, единственное хорошее направление в обеих Осетиях. В остальном — все очень плохо.

Образование — здесь будет образцово-показательно, если я просто попробую почитать об известных выпускниках Юго-Осетинского Государственного Университета (самого престижного в Республике): Два бывших президента, бывший епарх Аланский, посол в Южной Осетии из Приднестровья (право интересно, как он там оказался), ну, и куча борцов, которым образование ЮОГУ вообще вряд ли пригодилось.

А теперь самое печальное. Весь бюджет Южной Осетии составляет чуть более 7 миллиардов российских рублей. При этом, только 1 миллиард является чисто осетинским. 6 миллиардов — это финансовая помощь от метрополии в лице РФ. 82,7% всей доходной части бюджета — это финансовая помощь Российской Федерации. Даже сам бывший президент страны Кокоев заявил, что Южная Осетия зависит от финансовой помощи России. Мало того, что РЮО обеспечивается Россией деньгами напрямую, так еще и, скажем, за газ РЮО не платит России аж с 2009 года.

Выходит крайне грустная картина. Южная Осетия — малонаселенная, бедная страна, которая всецело зависит от России, признана она только своей же метрополией, другими такими же неоколониями России, и парой латиноамериканских стран, вместе с Сирией Башара Асада. То есть, даже союзники России по ОДКБ и ЕАЭС не сочли нужным признавать независимость Южной Осетии, собственно, Россия их к этому и не подталкивает.

Казалось бы, безысходность, но. Есть одно но. Осетины очень сильно любят свое государство и не хотят его терять, даже если оно демонстрирует полную политическую и экономическую несостоятельность. Население Южной Осетии желает смены власти, после спада патриотических, народных чувств по поводу победы в 2008-м, стало появляться и кое-что другое. Недовольство властями РЮО, которые не смогли защитить население Республики от агрессии, сами находились непонятно где, и каким-то боком сразу после этого встали у руля государства, а теперь готовы его вот так взять и без единого выстрела сдать.

Важная ремарка, осетины хотят объединиться, хотят объединения Юга с Севером, но, если цена этого объединения потеря собственной государственности, которое толком и появиться-то не успело, то население будет пребывать в серьезных раздумиях.

Дело в том, что как бы несостоятельна ни была Южная Осетия, но за нее воевало большое количество осетин-добровольцев, и вряд ли им хотелось бы, чтобы это государство отдали без боя что Грузии, что России. Особенно на фоне недавних событий вокруг Украины. Именно поэтому на последних выборах, в Южной Осетии победил оппозиционный кандидат от партии «Ныхас» Алан Гоглоев, заявляющий о том, что РЮО не станет сейчас присоединяться к России, чему я, конечно, бесконечно рад.

Что будет, если Южная Осетия превратится из неоколонии России в колонию и войдет-таки в ее состав? Она потеряет свою государственность, свою независимость в обмен на… да ни на что. Южные и северные осетины будут оба в составе одного государства, да. Но Кавказские горы-то никуда не денутся. Перевал все также будет один. И субъекта в составе РФ все также будет два. Развития никакого не будет, или оно будет очень медленным, если осетинская буржуазия не развивает свою страну сейчас, то с чего ей, вошедшей в состав российской буржуазии, делать это потом? Это будет очередной дотационный регион. А вместо президентов, которые хотя бы сменяются, Южная Осетия получит поставленных сверху генерал-губернаторов (как на Севере. Если кто не в курсе, на Севере главу Республики не выбирают, его назначают из Москвы).

Присоединение Осетии к России не ведёт осетин ни к чему хорошему. Это усиление российского империализма и потеря собственного суверенитета. Российская буржуазия и подкупленная им компрадорская буржуазия в Южной Осетии старается скормить осетинскому народу судьбу колонии в обёртке объединения с северянами.

И что нам делать?

В Южной Осетии, как и в Северной нет сильного коммунистического, или, тем более, маоистского движения. Однако, оно там появится, и когда оно появится, оно обязано будет отстаивать самостоятельность осетинского народа и объединение его. Но не под российским империализмом, а под бело-красно-жёлтым флагом. И для этих целей, как я полагаю, придется сформировать единую Осетинскую Маоистскую Партию, которая будет работать как на Юге, так и на Севере, учитывая специфику двух Осетий, но в то же время, действуя в одном направлении в похожих условиях.

Впервые опубликовано: РМП | Российская маоистская партия