Сергей Топоров, 8 июня 2022 г.
В этот раз мы хотим подвести некоторые (сугубо промежуточные) итоги борьбы рабочих авиамоторного завода «Салют» за свои права и помогающих им активистов. Фактическая сторона дела изложена в одном из наших постов и статьях наших товарищей.
Все началось с мартовского приказа заводского начальства, согласно которому у ряда категорий работников предприятия (например, литейщиков) были отобраны дополнительные дни к отпуску (от 7 до 14 дней) по вредности. Отпуска потеряли 600–700 человек. Скорее всего, были внесены и изменения в коллективный договор. К концу апреля общими усилиями работников и активистов на заводе был создан независимый профсоюз под эгидой Союза профсоюзов России (СПР), собраны подписи. Затем был запущен процесс трудового спора. Начальство довольно быстро пошло на попятную, восстановив для части работников дополнительные отпуска. Сделано это было «неофициально», поэтому борьба будет продолжена. В любом случае, это – победа. Да, небольшая, но победа.
Что показывают перипетии борьбы за права рабочих «Салюта»? Чтобы раскачать коллектив на отстаивание своих прав, нужно приложить много усилий. Самых разнообразных. От раздач газет (может, в течении многих лет), до сбора подписей. С полпинка это не получается. В принципе, это вообще может не получиться, если коллектив никакой, как это было у нас например с заводом имени Хруничева в Москве. Люди крайне тяжелы на подъем, крайне недоверчивы. Многие, даже несмотря на то, что недовольны существующим положением вещей, не верят в какие-либо изменения в их пользу. Возникает закономерный вопрос: почему? Потому что слишком устали терпеть поражения и унижения, да и не видят они никакого положительного примера перед собой.
Но даже маленькая победа, победа организованного, пусть меньшинства, может вдохнуть в остальных новые силы, показать, что они не рабы, не немая, безгласная скотина. Так и получилось здесь. В настоящее время наблюдается рост численности членов независимого профсоюза завода «Салют», что, конечно, не может не радовать. Но, честно говоря, пришлось попотеть. Даже при сборе подписей против отмены дополнительных дней к отпуску. Некоторых пришлось буквально уговаривать расписаться (хотя бы это; про то, чтобы дать свой телефон для связи, мы молчим). Нет, были и сознательные, выражающие свою солидарность с теми, чьи права были грубо нарушены. Другим было буквально начхать на беды их коллег. Что ж, мещанское равнодушие существует и в рабочем классе, ибо куда от него деться – принцип «моя хата с краю» никто не отменял. Отметим, что часть работников завода выражала нам свою искреннюю поддержку, желало нам удачи и т.д.
Однако приходилось иметь дело и с откровенными дураками (или провокаторами-троллями?). Которые, например, готовы работать по 12 часов, потому что сейчас сами знаете что. И, вообще, если вы такие умные со своими подписями, то отправляетесь в Гейропу и т.д. А один гражданин громогласно заявил, что мы (кто собирал по заданию профсоюза подписи) за соседнюю страну и т.д. Кто-то говорил, что мы просто занимаемся ерундой, и нам, видимо, нечего делать, какое вам дело до завода и проч. А недавно мы повстречались с вероятным провокатором, «шутя» намекнувшим, что нам всем (активистам), в конечном счете, несдобровать. Хотя, может быть, перед нами еще один не очень умный гражданин. Столкнулись мы и с бытовым национализмом – одна женщина в упор нам заявила, что русским надо объединяться в свое национальное государство, де-чурки нам жить мешают, работу забирают, правила свои устанавливают. И такое бывает.
В общем, даже на примере работников «Салюта» видно, что до настоящей сознательности российскому пролетариату еще очень далеко. Но можно отметить, что с ней, с сознательностью, с готовностью отстаивать свои права, все же дела обстоят лучше именно на «Салюте», чем на том же заводе имени Хруничева. Поэтому все очень неоднородно.
Хотя существует мнение (среди левых, желающих все и сразу), что рабочие у нас тупые, что с них взять, они-де не ведутся на нашу (левую) пропаганду и т.д. На самом деле, нет ничего более ошибочного, чем этот взгляд. Почему? Потому что надо заслужить доверие масс, надо показать, что ты с ними, что ты решаешь не свои проблемы, связанные с продвижением себя любимого, а помогаешь именно им их решить. Ведь именно пролетариат – основная социальная база коммунистов. Без рабочей активности ничего не будет. Как показывает практика – а она критерий истины – никакой мелкобуржуазный протест не принесет в итоге никаких качественных изменений. Нет, можно играться с доктринами какого-нибудь Г. Маркузе, только в жизни по-другому. Работать надо с людьми. Заслужить у них авторитет. Проникнуться их чаяниями и запросами, отбрасывая всю шелуху (увы, ее хватает). И побольше конкретики, меньше абстракции, заученных формул. Да, шишек будет много, недоверия тоже, но как же иначе?
И еще. Можно констатировать (а это вытекает из имеющихся реалий), что бедность рабочего отнюдь не детерминирует его сознательность. Как правило, наоборот, – сознательность стоит рядом с квалифицированностью, с развитостью, со знаниями. Это видно и по «Салюту». Впрочем, не только.
Что же в итоге? – Пожелаем всяческих успехов профсоюзу завода «Салют». Мы с Вами, товарищи. А левым скажем одно: поменьше высокомерия, побольше скромности. Что такое сейчас в России левое движение? По факту ничего. Чем оно должно стать? Всем. Что нужно для этого делать? Работать, работать, и еще раз работать с трудовыми массами.
Впервые опубликовано: РМП | Российская маоистская партия