Развитие материалистической диалектики в работах Бадью периода «красного десятилетия»

Александр Дубровских

Конец 1960-х−1970-е годы были периодом расцвета французского маоизма. Идеи китайского вождя благополучно прижились на французской почве, активно обсуждались, трансформировались, нюансировались и конкретизировались сторонниками и оспаривались противниками. Маоистские организации не являлись массовой политической силой, но благодаря предприимчивости и инициативности своих активистов и сторонников играли заметную роль, к ним прислушивались, их учитывали, с ними считались. 

Неслучайно, что это период был ретроспективно определен Бадью, являвшийся в то время руководителем и главным идеологом Союза коммунистов Франции (марксистов-ленинцев), как «красное десятилетие» [1;1].

Одним из достижений Бадью в 1970-е годы была разработка проблем материалистической диалектики в духе идей Мао. Опираясь на теорию противоречий вождя китайской революции, он пытался оживить обсуждение вопросов диалектической логики, связав их с широким идейно-политическим контекстом. В нашей статье предпринята попытка осветить эту оригинальную версию диалектико-материалистического проекта.

Советский диалектический материализм

По замечанию Ленина, одним из главных достоинств марксизма как теоретического учения является его универсальность и системность, дающие возможность людям прийти к целостному мировоззрению и найти ответы на вопросы, которые, казалось бы, лежат за пределами непосредственной области экономики и политической борьбы. Между тем, взгляды Маркса – это не окончательное слово науки и философии, а ядро новой рациональности, находящейся еще в разработке. Перед марксистами в теоретическом отношении стоит задача не только экстенсивного расширения и охвата занятных буржуазной наукой территорий, но проблема систематизации знания, уточнения механизмов образования и структурной связи логических форм.

В Советском Союзе второй из выше названных аспектов разработки новой научно-теоретической рациональности был разрешен путем создания концепции диалектического материализма. Пределом универсализации научного знания, который позволял осуществить диалектический материализм представлял собой набор так называемых наиболее общих законов движения, изменения, развития природы, общества и познания [2]. Принцип противоречия неизменно включали в список всеобщих онто-гносеологических законов, но его основополагающий характер не был должным образом прояснен.  

Нельзя сказать, что советскими философами не предпринимали попыток углубить логическое исследование и сделать непосредственным предметом изучения категории и их связь, в том числе и понятие противоречия, однако, эти разработки имели незначительное влияние на учебную литературу по марксизму. Таким образом, проблемы диалектической логики оставались достоянием специалистов и не вызывали массовой дискуссии [3].

Диалектика во Франции

Во Франции 1950-х−1960-х годов обсуждение достоинств и недостатков концепции диалектического материализма в силу исторически сложившегося культурного и политического климата приобрело особую напряженность. Сартр отрицал теоретическую значимость распространения диалектики на природу и видел онтологический исток диалектизации бытия в индивидуальной практике [4; 79-94]. Гароди утверждал, что подлинным фундаментом марксизма являются гуманистические идеи Маркса, которые не были учтены или оказались в тени при создании концепции диалектического материализма, но могут быть с ней согласованы [5]. Альтюссер использовал понятия исторического и диалектического материализма, но наделял их собственным смыслом несовместимым с советской версией марксизма [6; 85-88]. Гурвич допускал диалектику в качестве метода социологического знания, который адекватен имманентной структуре подвижного интерсубъективного опыта и исторически изменчивой системе взаимодействия социальных общностей [7; 220-230]. Продолжалось обсуждение вопроса историко-теоретического генезиса марксисткой диалектики и ее связи с гегелевским наследием.

 Однако это разнообразие взглядов и подходов, было объединено одним общим изъяном: уклонением от принципиального обсуждения логической составляющей диалектической концепции. Особенно это было заметно в вопросе о содержании и историческом месте гегелевской философии. Как отмечал Бадью, господствующим во французской философии был образ Гегеля как автора «Феноменологии Духа», созданный Кожевом, поддержанный сюрреалистами, Мальро, Ипполитом, Батаем и популяризированный Сартром [8; 11]. Другой крайностью была сенсационная для левых интеллектуальных кругов позиция Альтюссера, относившегося с неприятием и подозрением к диалектической логике, которая являлась, как он считал, ничем иным как идеалистическим реликтовым образованием, непригодным инструментом, искажающим интерпретацию теоретической новизны научных открытий Маркса.

И экзистенциально-антропологическая традиция истолкования гегелевской диалектики, и ее эпистемологическая и структуралистская критика представляют собой ложные односторонние точки зрения. Верное решение, по Бадью, заключается в возрождении интереса к диалектике в первую очередь как логике и в реконструкции подлинного отношения материалистической ее формы к своей идеалистической предшественнице. Маркс, Ленин и Мао разрабатывали иную версию диалектики нежели Гегель, и для того, чтобы понять различия между ними необходимо обратится к логическому измерению.

Диалектика в Китае

Если в советской версии марксизма проблемы материалистической диалектической логики сместились на периферию и стали предметом частной специализированной области теоретического знания, а французская философская мысль 1960-х-1970-х годов демонстрировала активный интерес к онтологическим, эпистемологическим и историко-генетическим аспектам диалектической концепции, но избегала рассмотрение логического части, то представители китайской марксистской мысли, начиная уже с яньанского периода не только поставили в центр своего внимания вопросы диалектической логики, но и связывали их разрешение с общей идейной борьбой различных политических движений, течений и оттенков. Поэтому не стоит удивляться тому факту, что противостояние сторонников Мао и его противников в преддверии Культурной революции приобрело в том числе и философскую окрашенность, а спор об основном принципе материалистической диалектики начиная с 1964 года широко освещался в прессе и сопровождался массовыми обсуждениями.

Речь идет о борьбе сторонников тезиса «одно разделяется на два», резюмирующего философскую точку зрения Мао против принципа, «два соединяются в одно», провозглашенного приверженцем Лю Шаоци философом Ян Сяньчжэнем. Сторонний и непосвященный человек вряд ли сможет удержаться от сравнения с описанной Свифтом вражды между остроконечниками и тупоконечниками, но если отвлечься от привычки китайского мышления к до предела сжатым формулировкам, то вопрос, вокруг которого разразилась ожесточенное теоретическое сражения и в самом деле серьезен. Спор шел о том, как понимать основной принцип материалистической диалектической логики: как единство моментов (Ян Сяньчжэнь) или как борьбу противоположностей (Мао). В свою очередь, от выбора того в какой форме будет дана формулировка всеобщего закона развития природы, общества и мышления будет зависеть не только структура и характер систематизации знания в конкретных областях научного знания, но и общая мировоззренческая интенция и политическая линия партии.

Сосредоточим внимание на последнем аспекте дискуссии. Точка зрения Ян Сяньчжэня, став официальной позицией партии, вела бы, если не сразу к безоговорочному отказу от концепции классовой борьбы, то к его заметному сглаживанию в пользу идеи о тенденции к неуклонному возрастанию единства всех сил социалистического общества. Для сторонников Мао такой подход был недопустим ввиду того, что «на протяжении всего исторического периода социализма существуют классы, классовые противоречия и классовая борьба, есть борьба между двумя путями социализма и капитализма, есть опасность капиталистической реставрации, а также угроза подрывной деятельности и агрессии со стороны империализма и социал-империализма». И «даже в коммунистическом обществе будут противоречия и борьба между новым и старым, передовым и отсталым, правильным и неправильным» [9].

Маркс – расщепитель Гегеля

Бадью в своем комментарии к переводу на французский язык отрывков из книги китайского философа Чжан Шиина показывает, что положение «два соединяются в одно» является ничем иным как возрождением реакционной стороны гегелевской диалектики. Дело в том, что начало логики у классика немецкого идеализма отмечено смешением итерации (положением одного и того же понятия дважды) и противоречия (абсолютного различия двух противостоящих друг другу категорий). Бытие и ничто как начальный пункт логики являются тождественными по своей пустоте категориями, а средний термин (становление) утверждает их идентичность и запускает процесс итерации, который неотвратимо воспроизводится на каждом последующем уровне развертывания идеи. Таким образом единство оказывается первичным, а различие – это его внутреннее раздвоение, которое обязательно завершается восстановлением единства на новом уровне [8; 51-57].

Но вместе с тем, Гегель насильственным образом допускает отступление от основного механизма итерационного развертывания логики и вводит противоречие. Тогда становление уже понимается не как подтверждение единства, а как противостояние двух гетерогенных понятий. Таким образом, принцип «одно разделяется на два» присутствует в гегелевской логике, но оказывается подавленным тезисом «два соединяются в одно». Принудительное смешивание и соседство этих двух фундаментальных положений сказывается в двусмысленности операции снятия, которая призвана создать видимость примирения, и тем самым скрыть несовместимость основополагающих принципов логического развертывания.

«Маркс – расщепитель Гегеля» [8; 15] − так формулирует Бадью отношение материалистической диалектики к своей идеалистической предшественнице. Это заявление означает не только общеизвестное положении о необходимости при оценки гегелевской философии отделять метод от системы, но и доводить процесс разведения реакционной и прогрессивной стороны вплоть до логической структуры. Противоречие должно быть последовательно очищено от итеративных отголосков, иначе материалистический характер марксисткой диалектике оказывается под вопросом. Провозглашенный Мао принцип «одно разделяется на два» является фундаментальным положением материалистической диалектической логики.

Энгельс, Сталин и Ленин

Тезис «два соединяются в одно» предполагающий идеалистическую ревизию, однако он имеет как объективные, так и субъективные предпосылки в истории марксистской мысли. Уже Энгельс, по замечанию Бадью, поддерживал теорию связей и взаимозависимости в ущерб теории противоречий. Сталин, лишив отрицание отрицания статуса закона диалектики, сделал шаг вперед по сравнению с Энгельсом, но сохранял приоритет эволюционного подхода и концепции общей взаимозависимости перед идеей раскола и периодизированного развития. Но по сути идея связи и взаимозависимости вещей и явлений представляет собой лишь смягченную версию гегелевского принципа тотальности. Таким образом, у этих двух влиятельных авторов материалистическая диалектика находится в опасности [10].

Сторонники принципа «два соединяются в одно» считали свою идеалистическую переинтерпретацию правомерной в том числе и потому, что находили близкие и сходные своему подходу черты и тенденции внутри устоявшейся и заслуживающей доверия марксисткой традиции. Одной из главных причин возникновения такого печального положения стала распространенная среди марксистов идейная и идеологическая установка на подчеркивание единства и непрерывность истории марксистского учения. Реализация такого подхода приводило к искусственному сглаживанию и согласованию взглядов важнейших теоретиков и вождей в ущерб внутренней критике.

Но кроме субъективных предпосылок к появлению и поддержанию идеалистического отклонения в вопросе понимания основной структуры материалистической диалектики имеется и объективная практическая сторона. Энгельс занимался исследованием диалектики в период, который был отмечен стабилизацией классовой борьбы пролетариата и впечатляющим естественно-научным и технологическим прогрессом. Наиболее организованная и массовая социал-демократическая партия успешно выдерживала давление со стороны германского государства и демонстрировала поражающий сторонников и противников рост своей электоральной базы. На этой почве возникали и крепли иллюзии о неизбежном и эволюционном переходе от капитализма к социализму.

Сталин давал свою формулировку основных черт материалистической диалектики в суровых исторических условиях, требовавших для обеспечения внутренней и внешней безопасности государства диктатуры пролетариата экстренных мер, обострявших противоречия внутри советского общества. Именно поэтому возлагались большие надежды на быстрое и поступательное развитие производительных сил, которое в конечно итоге должно было бы сгладить давшие о себе знать социальные крайности. Сталинский тезис о построение материально-производственной базы социализма представлял собой декларацию, во-первых, отрицания возможности капиталистической реставрации в СССР, и, во-вторых, о начале процесса эволюционного перехода к коммунизму.

В этом отношении практические моменты Ленина и Мао благоприятствовали выявлению противоречия в качестве основополагающей структуры материалистической диалектики. Ленин действовал и мыслил в период Первой русской революции 1905-1907 гг., Первой мировой войны и крушения II Интернационала и возглавлял партию во время социалистической революции. Все это не могло не повлиять на его понимание диалектики. «Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но это требует пояснений и развития» [11; 177] − писал вождь большевиков. Однако его исследования по логической части диалектики так и остались в виде заметок и набросков, которые он не только не обобщил в целостную теорию, но даже не свел в более или менее обширный и связанный текст. Именно поэтому философские работы Мао, в которых особое место отведено понятию противоречия и детализации его структуры так были высоко оценены Бадью. Но Мао не просто систематизировал ленинскую теорию противоречия, но и развивал ее на основе нового революционного практического момента. В этом смысле идеи Мао являются позитивным продолжением ленинизма, в то время как поздняя версия советский диалектический материализм представляет собой отказ от революционной истины марксисткой теории.

Теория противоречия Мао

Мао не только утверждал противоречие в качестве всеобщего онтологического и гносеологического принципа, но и призывал изучать специфические его проявления во всех формах материального движения. Больше того, та или иная форма материального движения имеет собственную историю развития, в ходе которой особенные формы противоречия претерпевают трансформацию своей структуры. Следовательно, основным условием плодотворного диалектического исследования является умение выделить из совокупности противоречий, характеризующий тот или иной этап процесса материального развития главное противоречие, в котором в свою очередь надо установить главную сторону. В конечном итоге именно она и определяет структуру рассматриваемой фазы. Но ее доминирование постоянно оспаривается и потому не является чем-то вечным и неотменяемым. Второстепенная сторона путем борьбы с противостоящим ему главной стороной занимает в конце концов доминирующее положение и перестраивает всю систему противоречий под себя, тем самым изменяя качественные характеристики рассматриваемого явления. Таким образом, единство противоположностей представляет собой не взаимную поддержку и координацию, а борьбу за доминирование. «Вот почему единство противоположностей условно, временно, относительно, а борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна» [12].

По оценке Бадью, одним из главных достоинств теории противоречия Мао является привнесенный ей динамизм в рассмотрение социально-политической борьбы. Исторический материализм, как частный подраздел диалектического материализма, создавал образ истории как эволюционный процесса, представляющего собой последовательную серию формаций. Из-за этого в тени оказывалась сложность перехода от одного общественного уклада к другому, который характеризуется столкновением множества социальных объективных тенденций и организованных субъективных сил. Создается иллюзия, что переход осуществляется исключительно за счет действия автоматических объективных законов, в то время как в действительности речь должна идти о продолжительной эпохе, предполагающей субъективное практическое вмешательство. Именно поэтому принцип «два соединяются в одно» как логическое обобщение дает ложный образ истории и несет негативные с точки зрения задач борьбы за социализм последствия. Подлинный диалектический и материалистический взгляд заключается в том, чтобы рассматривать «Движение не как последовательность единств, а как клубок разделений» [10].

Социально-историческое бытие представляет собой диалектический процесс борьбы за экономическое, политическое и идеологическое доминирование между основными классами общества. Из этого следует, что общественно-историческая формация не является устойчивым единством, а классы нельзя рассматривать как замкнутые сущности скомбинированные друг с другом внутри этого единства. «Класс никогда не существует раньше классовая борьбы. Существовать − значит противостоять» [10].

Таким образом, единство формации заключается в развивающейся системе противоречий, характеризующей ее социальную природу и историческую судьбу. Более того, «Разрешение противоречия никогда не является синтезом составляющих его терминов» [10]. Второстепенная сторона главного противоречия пройдя через серию промежуточных периодов и внутренних расколов занимает доминирующее положение и уничтожает противостоящую ей сторону и обрушивает формацию. Тем самым возникает новая историческая ситуацию, определяемой новым раскладом общественных сил и переплетением социальных противоречий.

Против Альтюссера

Встав на позицию универсальной значимости маоистской теории противоречия, Бадью принимал активное участие в дискуссиях, определяющих интеллектуальный климат Франции конца 1960-х − 1970-х годов. Это была чрезвычайно плодотворная для философской и общественной мысли эпоха осмысления последствий майского взрыва 1968 года, смелых теоретических обобщений и острой идейной борьбы.

В первую очередь Бадью подверг критике Альтюссера, который в то время оказывал большое влияние на новое поколение марксистов. Имея славу внутреннего диссидента в рядах ФКП патриарх структуралистской версии марксизма сам проявлял интерес к идеям Мао и подталкивал в это же направление своих учеников, в том числе и Бадью [13]. Но одно дело – использовать идеи Мао для подкрепления собственных теоретических находок, другое – развивать идеи Мао на французской почве.

Особое нарекание со стороны Бадью вызвала альтюссерианская теория идеологии. Альтюссер утверждал дуализм идеологии и науки, воображаемого и истины. Дополняя друг друга, идеология и наука как стороны бинарной оппозиции лишены посредствующих звеньев и не связаны взаимным переходом. Каждая из них представляет собой замкнутую тотальность, характеризуемую автономной логикой функционирования. Таким образом, идеология не может быть истинной, а наука иметь идеологическое значение. Такой подход приводил Альтюссера к распространенным и давно известным ошибкам.

Не связав понятие идеологии с конкретными обстоятельствами классовой борьбы, он был вынужден рассматривать ее как гомогенную, лишенную различий область. На самом же деле, за абстракцией идеологии вообще скрываются доминирующие идеи, которые по Марксу являются ничем иным как идеями господствующего класса. Если идеология лежит за пределами понятия истины и относится к бессознательному и воображаемому, то его содержание является просто чем-то иллюзорным и от чего легко исцелиться, встав на чистую и незамутненную научную точку зрения [14].

Маоистский подход принципиально отличен: там, где Альтюссер видит тотальность, надо видеть противоречие. И идеология, и наука представляют собой территорию идейной борьбы, которая является одним из атрибутов классовой борьбы. Наука, как и идеология, сформированы логикой общественно-исторической борьбы и имеет классовую природу. Как не существует «идеологии вообще», так и не существует «науки вообще». Альтюссерианский дуализм идеология/наука не может скрыть подлинного противоречия между двумя классовыми мировоззрениями и двумя классовыми практическими проектами.

Если есть угнетенные и эксплуатируемые классы, то будут классы угнетающие и эксплуатирующие, а значит мир идей будет обязательно расколот на две основные идеологии. Исторические обстоятельства классовой борьбы будут конкретизировать содержание основных идеологий. Кроме того, значительные классовые конфликты с неизбежностью ведут к расколам и расхождениям внутри противостоящих идеологий, углубляя и нюансируя их содержание. Принцип «одно разделяется на два» дает о себе знать и в идейном борьбе.

Против Делеза и Гваттари

Без всяких сомнений, структуралистская интерпретация марксизма уводит в сторону от развития материалистической диалектики, хотя сам Альтюссер не только приватизировал устоявшиеся понятия, но и целый ряд важнейших историко-философских отсылок, в том числе и к Гегелю, который, если довериться автору «За Маркса», может быть признан подлинным творцом концепции процесса без субъекта [6; 114-116]. Но не все французские мыслители того периода считались с авторитетом Маркса, Энгельса и Ленина или испытывали критически пиетет перед Гегелем. Как отмечал Декомб, «После 1960 г. диалектика по-прежнему в центре дискуссий, только теперь она переходит на скамью подсудимых. В ней усматривают самую коварную форму “логики тождества”», которая, в свою очередь, выглядит прежде всего философской иллюзией» [15; 75].

В этом отношении показательна деятельность философского дуэта Делеза и Гваттари. Делез никогда не скрывал своего отрицательного отношения к Гегелю, в котором он видел в первую очередь философа тождества. Если Бадью, следуя за Мао, разводил по сторонам понятие тождества и диалектику, то автор «Капитализма и шизофрении» ставил между ними знак равенства и распространял свою теоретическую неприязнь не только на идеалистическую, но и на материалистическую версию диалектики.

Опираясь на маргинальные философские и литературные источники и переинтерпретацию спинозизма и лейбницианства, Делез противопоставлял тождеству и движению снятия позитивно понятый логический и онтологический принцип дизъюнктивного синтеза. В «Логике смысла» можно прочесть следующее замечание: «Согласно общему правилу, две вещи утверждаются одновременно лишь в той мере, в какой отрицается, подавляется изнутри различие между ними, даже если уровень этого подавления, как предполагается, регулирует и производство различий, и их исчезновение. Разумеется, тождество здесь − это не тождество безразличия. Но, вообще говоря, именно благодаря тождеству происходит одновременное утверждение противоположностей – и не важно, делаем ли мы акцент на одной из противоположностей, дабы обнаружить другую, или же производим синтез обеих. Напротив, мы говорим об операции, согласно которой две вещи или два определения утверждаются благодаря их различию, то есть они становятся объектами одновременного утверждения только потому, что утверждается их различие, ибо оно само утвердительно» [16; 226].

Таким образом Делез, как и Бадью, подмечает итеративный характер идеалистической диалектики, но противопоставляет ей не материалистическую категорию противоречия, а процесс бесконечного расхождения, дистанцирования и различия. Бадью преодолевает ограниченность гегелевского снятия вводя понятие переодизированного развития, Делез – разветвления, становления и потоков. Делез не приемлет принцип «два соединяются в одно», но видит выход из тупика идеализма не в логике противоречия, а в переходе на точку зрения нетотализируемого и непротиворечивого множества.

Намеченная в «Логике смысла» тенденция нашла свое продолжение в написанной в соавторстве с Гваттари «Капитализме и шизофрении». В статье «Ризома», позже вошедшей во второй том этой эпохальной работы можно обнаружить конрреакцию на маоистскую критику. «Одно [Un] становится двумя: каждый раз, когда мы встречаем эту формулу — высказывалась ли она стратегически Мао или понимается как наиболее «диалектичная» из всех, — мы оказываемся перед самой классической, самой продуманной, самой старой и усталой мыслью» [17; 9] − пишут Делез и Гваттари, давая тем самым понять, что с их точки зрения маоистская теория противоречия не вносит никаких существенных изменений в структуру вызывающий у них отторжение диалектики.

Критический ответ Бадью заключался прежде всего в том, чтобы обнаружить исток шизоанализа как идеологии в раскладе классовых сил накануне и после 1968 года, порождением которого и являлась теория Делеза и Гваттари. По оценке французского маоиста, Красный май был социальным взрывом, высвободившим недовольство сложившейся общественно-экономической системой разных социальных групп. Организационный полицентризм и множественность требований являлись объективным моментом революционной ситуации, который очаровал представителей мелкобуржуазной интеллигенции и без того склонных в силу своего классового положения к анархизму. Именно к этому слою и относились авторы «Капитализма и шизофрении». Таким образом, взяв момент в качестве абсолютной характеристики Делез и Гваттари создавали, как им казалось, универсальную логику революции как бесконечного деления и суммирования.

Бадью отмечает, что Делез и Гваттари смешивают диалектическую логику развития с генеалогией семейного древа. Вопреки авторам «Капитализма и шизофрении» материалистическая диалектика говорит не о воспроизводстве родового единства, а о движении раскалывания. Материалистическая теория противоречия утверждает принцип двойного непостоянства, который заключается, во-первых, в признании процессуальной природы единства противоположностей и в отказе рассматривать его в качестве отдельной сущности, а, во-вторых, в понимании внутреннего бытия этого процесса как раскола.

Провозглашая множество и идейно изничтожая всякий намек на единство Делез и Гваттари вопреки своим субъективным убеждениям становятся объективными пособниками буржуазных политиков. Ведь, «Мыслить множественное за пределами двух, за пределами раскола, означает практиковать внешнюю диктатуру одного» [18]. Социальные силы, восставшее в мае 1968 года, либо будут структурированы и унифицированы на основе пролетарской классовой позиции, либо потерпят сокрушительное поражение. Напуганный восстанием народных масс господствующий класс и служащий его целям политический аппарат предпринят все возможные меры для собственной консолидации. «Если народ не имеет своей политики, он будет осуществлять политику своих врагов, потому что политическую история не терпит вакуума» [18]. Призывая народные массы к отказу от классовой политики в пользу множества частных интересов, Делез и Гваттари соучаствуют в укреплении классовых позиций буржуазии. Таким образом, только материалистическая диалектика может быть каноном искусства правильного восстания.

Трансформация основного принципа диалектической логики

Мао утверждает онтологическую универсальность принципа противоречия и одновременно его практическую значимость. Обнаруживается проблема согласования этих двух характеристик фундаментальной логической структуры материалистической диалектики.

Интерпретируя идеи Мао, Бадью особо подчеркивает их выгодное отличие от советского диалектического материализма, низводящего историю до положения частного онтологического региона, подчиненного трансцендентным логическим законам. Выходило, что и революция в общественных отношениях и кипение воды в чайнике как явления равнозначны и как процессы происходят в соответствии с одним законом.

Методологическое требование Мао выявлять специфику каждого онтологического слоя и исследовать присущую ему логику развития означало не только реабилитацию истории, но и фактическое признание ее в качестве классической области действия диалектических закономерностей. Принцип противоречия универсален, но не абстрактным, а конкретным образом. У него есть классическая область проявления, которой как раз и является история общественно-исторической борьбы. Именно поэтому определения Бадью материалистической диалектики как логике восстания и мятежной философии не противоречит признанию всеобщей природы принципа противоречия.

Развертывание исторического процесса сопровождается трансформацией его онтологической структуры и соответствующей ей логики. Основой структуры классовых обществ является социально-исторический механизм классовой борьбы. Материалистическая диалектика представляет собой не только логическое обобщение и систематизацию истории классовой борьбы, но и практический проект ее преодоления. Такая связь между историей и логикой подводит к проблеме трансформации основного принципа материалистической диалектики в перспективе перехода к коммунистическому обществу.

Если следовать определению Маркса буржуазных производственных отношений как последней антагонистической формы общественных отношений и буржуазной общественной формации как завершения предыстории человечества [19; 8], то мы со всей определенностью можем заявить, что переход к коммунистическим общественным отношениям вызовет потребность к соответствующим их уровню социального развития логическому обобщению и систематизации. Без всяких сомнений, диалектика эпохи коммунизма будет отлична от диалектики классовых обществ.

Но сегодня на повестке дня не переход от доказавшего свою устойчивость социализма к коммунизму, а борьба за социализм. Естественно, это движение стоит понимать не как механическую последовательность этапов, а как диалектический процесс. Коммунизм – не трансцендентальная цель и регулятивная идея, а конкретные практические завоевания и достижения в режиме «здесь и сейчас». Но попытка обогнать историю и предложить якобы более универсальную структуру диалектики нежели логика противоречия терпит неудачу.

Примером тому может служить теоретический дрейф советского философа Батищева, который в начале своего пути отстаивал ограниченную концепцию противоречия как фундаментальный принцип развития внутренней логики теоретического знания [20]. Затем он перешел на точку зрения гуманистического прочтения наследия Маркса и критически противопоставлял его реальности советского общества [21]. Завершил же свою идейную метаморфозу Батищев проектом «диалектики творчества», который по его представлениям должен был бы выйти за пределы антагонистической концепции противоречия посредством диалогического подхода, но на деле являлся возрождением мистико-религиозного мировоззрения [22]. Всякая попытка автономным логическим образом трансформировать основной принцип диалектики без оглядки на социально-исторические тенденции и перспективы приводит не к ожидаемой конкретизации диалектики, а к откату к уже пройденным этапам теоретического развития.

Выводы

Бадью был современником Культурной революции в Китае и участником протестной волны, поднятой Красным маем во Франции. Он воспринял идеи Мао не только как альтернативу советскому пути построения социализма, который чем дальше, тем больше уводил в сторону от практической истины марксизма-ленинизма, но и как способ выхода из теоретических тупиков и затруднений французской буржуазной философской и общественной мысли. Марксизм как теоретический проект новой научной рациональности предполагает трансформацию самого понятия научности и особое понимание его связи с общественной практикой, прежде всего, с классовой борьбой. Этот момент оказался забыт и был снова выведен на сцену Мао. Ключевым звеном, от переработки и обсуждения проблем которого зависело восстановление и развитие на новом уровне марксистского мировоззрения являлась область материалистической диалектики как логики преобразования общественно-исторических отношений. Именно поэтому учение Мао о противоречии, по оценке французского философа соответствовало верному направлению развития марксистской теории и было жизненно необходимо для обновления марксистского критико-методологического арсенала.

Примечания

1. Badiou A. The Communist Hypothesis. London, New York, 2010. 279 p.
2. «Когда марксисты говорят о тождестве законов объективного мира и законов познания, логики, то они имеют в виду не специфические законы какой-либо науки — физики или другой области знания, — а наиболее общие законы развития природы, действующие всюду. Существуют ли такие законы? Да, существуют, это наиболее общие законы развития любой формы материи, исследуемые материалистической диалектикой, общие законы развития природы, общества и мышления. Таковы основные законы диалектики: законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, a также ряд категорий: содержания и формы, причины и следствия, возможности и действительности, необходимости и случайности и т. д». (Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. М., 1960. С. 111)
3. Среди выдающихся советских философов, которые внесли заметный вклад в обсуждение общей концепции материалистической логики и ее отдельных сторон можно назвать Розенталя М.М., Ильенкова Э.В., Батищева Г.С., Науменко Л.К., Вазюлина В.А.
4. Sartre J.-P. Critique of Dialectical Reason. Vol. 1. London, New York City, 2004. 835 p.
5. Гароди Р. Марксистки гуманизм. М., 1959. 294 с.
6. Альтюссер Л. Ленин и философия. М., 2005. 175 с.
7. Гурвич Ж. Диалектика и социология. Краснодар, 2001. 294 с.
8. Badiou A. Bellassen J. Mossot L. The Rational Kernel of the Hegelian Dialectic. Melbourne, 2011. 109 p.
9. Theory of Combine Two into One is a Reactionary Philosophy for Restoring Capitalism URL: http://marx2mao.com/Other/TMS73.html
10. Badiou A. Théorie de la contradiction. URL: http://archivescommunistes.chez-alice.fr/ucfml/ucfml.html
11. Ленин В.И. Философские тетради. М., 1990. 639 с.
12. Мао Цзэдун. Относительно противоречия URL: http://library.maoism.ru/on_contradiction.htm
13. Wolin R. The Wind from the East French Intellectuals the Cultural Revolution and the Legacy of the 1960s. Princeton, 2010. 408 p.
14. Bartlett A. J., Clemens J.  Alain Badiou. Key Concepts. London, 2014. 223 p.
15. Декомб В. Современная французская философия. М., 2000. 336 с.
16. Делез Ж. Логика смысла. М., 2011. 470 с.
17. Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2010. 895 с.
18. Badiou A. Contre Deleuze et Guattari. URL: http://archivescommunistes.chez-alice.fr/ucfml/ucfml.html
19. Маркс К. К критике политической экономии. М., 1949. 270с.
20. Батищев Г.С. Противоречие как категория диалектической логики. М., 1963. 119 с.
21. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. Проблема человека в современной философии. М., 1969. С. 73-144
22. Батищев Г.С. Диалектика творчества URL: https://marxistphilosophy.org/SovPhil/Batishchev97.html