Реставрация капитализма и левый поворот пролетариата умственного труда

Мы публикуем автоматический перевод с китайского на русский язык большой статьи о реставрации капитализма в КНР в 1978-2020 гг. Статью прислали нам китайские товарищи, пожелавшие остаться анонимными. К сожалению, мы не владеем китайским языком, а они не владеют русским, поэтому перевод некоторых мест в статье может быть не совсем понятен. Мы отредактировали его, как могли, и заранее приносим извинения, если в результате смысл написанного мог быть искажен. В квадратных скобках - наши комментарии.

2020 год — особенный год, когда пролетариат умственного труда явно повернул влево (для критики капитализма) и первый год, когда пролетариат физического труда отчетливо ощутил кризис.

С 1978 г. развитие капитала в Китае прошло три основных этапа, а вместе с ним статус капиталистов и сознание рабочих также прошли три этапа.

1. 1978-1992 гг.

Это первый этап капиталистического развития Китая. На этом этапе с нуля был призван капитал [из-за границы] и создан единый товарный рынок, рынок труда и финансовая система по всей стране.

До 1978 года быть капиталистом, эксплуатирующим рабочих, было не только постыдно, но и незаконно. После реформ и открытости в такой социальной среде выросла первая группа капиталистов (первоначально только самозанятых в городской и сельской местности).

В 1981 году внутри партии бурные дискуссии вызвал вопрос о том, считается ли эксплуатацией частный наем, возникший при социалистической системе. Поспорив, в итоге пришел к парадоксальному выводу: [это не эксплуатация, если] не эксплуатируются более 8 сотрудников, [это эксплуатация, если] эксплуатируются более 8 сотрудников. Но развитие капитала шло быстро, и лимит в 8 человек был быстро преодолен. В январе 1983 г. центральное правительство выдвинуло принцип «трех «нет»» для предприятий с числом сотрудников более 8: «не надо его продвигать, не надо афишировать и не надо торопиться запрещать». В этой среде капитал быстро развивался, и капиталисты как класс вновь появились в стране рабочих и крестьян, какой была КНР.

Пока капиталисты богатеют, они не имеют соответствующего социального статуса. Они не могут вступить ни во Всекитайское собрание народных представителей (парламент), ни в Народный политический консультативный совет Китая (правительство), ни в партию. Они даже не знают, смогут ли они сохранить богатство, накопленное за счет эксплуатации рабочих. Ведь десять лет назад наша партия конфисковала бы имущество капиталистов.

В городе рабочий класс все еще имеет железную миску для риса [гарантированный базовый доход], а те капиталисты, которые сегодня нажили свое состояние, были просто информированными, праздными ублюдками и другими людьми, на которых вчера пролетариат смотрел свысока. Этим богатым капиталистам пролетариат выказывает презрение в зависти: «Нет у вас двух вонючих денег, и государство в два дня их у вас конфискует».

В сельской местности появились первые батраки. Коммунальные и бригадные предприятия в социалистический период после распада народных коммун переименовывались в «городские и сельские предприятия», эти волостные и сельские предприятия передоверялись разным «способным лицам» и начинали свое капиталистическое развитие. Местные крестьяне стали основной промышленной резервной армией для служащих волостных предприятий. Кроме того, что они занимаются сельскохозяйственным производством, эти крестьяне подрабатывают и в этих волостных предприятиях. Они занимаются промышленностью и сельским хозяйством одновременно.

Будет ли государство конфисковывать имущество? Это откармливание капиталистов, чтобы потом их зарезать? Многие капиталисты не имеют ни малейшего представления об этом. Чтобы успокоить капиталистов, в 1987 году [организатор реформ Дэн Сяопин] выступил с речью, в которой многозначительно сказал: «Сегодня в нашей стране говорят о проблеме занятости. Я говорил со многими товарищами. Не надо показывать, что мы «движемся» по этому вопросу, можно еще несколько лет понаблюдать». Конечно, чтобы снизить сопротивление, главный реформатор утешал тех старых кадров, которые еще настаивали на [социалистических] традициях, и сказал: «Нынешние наемные рабочие это, как правило, только малые предприятия и фермеры, которые уже заключили контракты в сельской местности, а общее количество работников составляет более 100 миллионов во всей стране. По сравнению с общим количеством работников, число наемных работников очень мало. С общей точки зрения, это только небольшой момент. Легко вносить изменения, но как только вы делаете ход, кажется, что политика снова меняется». Тем не менее, это растянулось на десятилетия.

В 1988 году, после почти десяти лет капиталистического строительства, после того, как капиталисты стали формирующимся классом, после возрождения рабочих-мигрантов, когда городские рабочие все еще мечтали о возможности жить в своем доме, а студенты колледжей все еще были любимцами небес, Всекитайское собрание народных представителей пересмотрело конституцию. Частная экономика наконец-то получила юридическое признание.

Это точка перехода двух эпох, от планирования к рынку, от социализма к капитализму, от трудящихся как хозяев страны к возвращению капиталистов.

На данном этапе капиталисты еще не достигли соответствующего статуса, за исключением того, что у них появились деньги. Кроме того, они не смогли попасть во Всекитайское собрание народных представителей и Народный политический консультативный совет Китая, у их детей не было больше шансов поступить в университет, чем у детей рабочих и крестьян , и, конечно, у них не было таких шансов, как у государственных кадров. На приведенном ниже графике [мы им не располагаем] показано отношение вероятности поступления в колледж детей из других социальных групп к группе капиталистов: в 1982 г. вероятность поступления в колледж детей городских рабочих была в 3,23 раза выше, чем у капиталистов, а вероятность поступления детей крестьян в колледж было в 2,13 раза больше, чем капиталистов. В 1990 году вероятность того, что дети городских рабочих пойдут в колледж, была в 10,78 раза выше, чем у капиталистов, а вероятность того, что дети крестьян пойдут в колледж, была в 6,22 раза выше, чем у капиталистов.

И все это после 1992 года полностью изменилось.

2. 1992-2008 гг.

Это второй этап развития капитализма. Южное турне [Дэн Сяопина] приоткрыло завесу, указало направление развития капитализма, завершило обсуждение и расчистило препятствия для галопа капитала по земле Китая.

На этом этапе произошло несколько знаковых событий, наиболее трагическим из которых стал пожар в конце 1993 года, унесший жизни 87 работниц. Этот пожар возвестил о восстановлении господства капитала над трудом, и в последующие десятилетия труд мог только смиренно жить или смиренно умереть под железной пятой капитала.

Низкая заработная плата, чрезвычайно благоприятная инвестиционная среда, большое количество образованных рабочих, полностью готовая инфраструктура и отраслевые производственные цепочки — все это делает Китай раем для роста капитала. Капитализм быстро развивается.

До 1992 года большую часть класса капиталистов составляли самозанятые и сельские «способные люди», за исключением нескольких бизнесменов с красными шапками. После 1992 года большое количество персонала [государственной] системы ушло в бизнес, и большое количество кадров государственных предприятий приобрело государственные предприятия, став из руководителей их владельцами. В переписи частных предприятий 1997-1998 гг. чистая прибыль кадров, ушедших в бизнес, была в 1,9 раза выше средней, поскольку у них было больше социальных ресурсов.

На этом этапе появилось большое количество теневых транзакций и незаконной деятельности. По оценке Дай Цзяньчжуна, с 1989 по 1998 год частные предприятия уклонились от уплаты налогов более чем на 270 млрд юаней, что составило примерно 5% бюджетных доходов за эти годы.

У босса больше денег и более стабильное положение. В речи от 1 июля 2001 г. упоминалось, что частные предприниматели и другие лица «внесли свой вклад в развитие производительных сил и других предприятий социалистического общества честным трудом, а также легальным хозяйствованием. Они тесно сотрудничали с рабочими, крестьянами, интеллигенцией, кадры, командиры и бойцы едины, и они тоже строители дела социализма с китайской спецификой». После испытательного срока и выполнения условий членов партии, мы должны «впитать их в партию». С этого года капиталисты получили возможность вступать в коммунистическую партию, а эксплуататоры стали легальными в партийных организациях. Боссы могут не только вступать в партию, но и проникать в собрания народных представителей и правительство на всех уровнях для участия в обсуждении государственных дел.

Чем больше крупных капиталистов, тем больше они добиваются политического статуса, активно вступают в партию и даже сами становятся членами партии, чтобы заниматься бизнесом. В «Отчете об исследованиях и анализе крупных частных предприятий Всекитайской федерации промышленности и торговли» (2000-2014 гг.) был проведен опрос, и ситуация в целом выглядит следующим образом:

1. Владельцы частных предприятий сверх установленного размера определяются как крупные капиталисты.

2. Среди владельцев малых и средних предприятий, согласно соответствующим нормативам Национального бюро статистики, владельцы предприятий, промышленный оборот которых не превышает 30 миллионов юаней, и в других отраслях, которые не превышают 10 миллионов юаней, определяются как мелкие капиталисты.

3. Остальные — средние капиталисты.

В городах исчезли бесплатное жилье и социальное медицинское обслуживание, а реструктуризация госпредприятий положила конец мечте рабочих о гарантированной занятости. Одновременно с сокращением числа работников государственных предприятий новое поколение рабочих-мигрантов [из деревни] стало основной частью пролетариата. Особенно после вступления моей страны в ВТО, число рабочих-мигрантов выросло как на дрожжах. С 2003 по 2008 год число трудящихся-мигрантов, выезжающих в города, ежегодно увеличивалось на 6–8 миллионов человек. Эти люди не знают, что такое благосостояние и жилье, не знают, что такое бесплатное медицинское обслуживание. Они выросли в эпоху реформ и работают на капиталистических фабриках. Они всегда считали естественным быть эксплуатируемыми и угнетенными. Это важный момент. Замена идеологически очищенной памяти о прошлом, закладывающая основу для завоевания капиталом дальнейшего идеологического господства.

В деревне мелкое крестьянское хозяйство после непродолжительного подъема начало испытывать проблемы, а тревога по поводу трех деревенских вопросов стала коллективной памятью в конце прошлого века. Однако крестьянская проблема быстро уступила место после вступления Китая в ВТО, потому что большая часть молодежи и людей среднего возраста в сельской местности перебралась в города, деревня таким образом постепенно увядала, а сельская проблема постепенно исчезала из поля зрения людей.

В это время разрыв между капиталистами и детьми рабочих и крестьян окончательно увеличился, будь то богатство, статус или социальный престиж. Капитализм полностью построен, и никто больше не говорит о том, сколько сотрудников эксплуатируется. Если вы не будете эксплуатировать, то будут эксплуатировать другие. Эксплуатация вас дает вам возможность трудоустройства, и вы должны быть благодарны. После 2005 года кое-кто воспользовался случаями коррупции руководства госпредприятий, чтобы напасть на капиталистов, разоблачить их позорные старые зады и «очиститься от первородных грехов». Но господствующее общественное мнение проигнорировало это, а некоторые ученые даже предлагали освободить всех капиталистов от обвинений в коррупции, потому что, если бы ее расследовали, большинство капиталистов были бы виновны.

Капитал сделал большой шаг вперед, и рабочие и крестьяне снова стали ползать по земле. Между капиталистами и рабочими и крестьянами возникла новая группа. Эта группа выросла с урбанизацией Китая, глобализацией капитала и появлением зарождающейся интернет-индустрии. В основном это профессиональные технические специалисты и менеджеры. Они занимаются юриспруденцией, бухгалтерским учетом, финансами, управлением и различной научно-исследовательской и технической работой. Некоторые из них в известной мере незаменимы либо потому, что они занимают управленческие функции в ведомстве, либо потому, что они освоили важную технологию, либо потому, что они в монопольной отрасли, где могут лучше зарабатывать. Они имеют лучшие условия труда, больше возможностей для участия в организации производства и, следовательно, получают более высокую заработную плату. Эти люди представляют собой зарождающуюся мелкую буржуазию (профессора, некоторые учителя средней школы, руководители отделов, некоторые финансовые практики, инженеры крупных компаний, некоторые интернет-практики и так далее). Другая часть этой группы занимается низкоуровневой технической работой или низкоуровневой управленческой работой и получает мизерную зарплату, лишь немногим превышающую зарплату пролетариата физического труда (это финансовая отрасль, служащие отделов, большинство учителей начальных и средних школ, технические специалисты компаний и т.д.).

Когда капитал быстро развивается, зарождающаяся мелкая буржуазия громко ликует. Они проклинали эпоху планирования и воспевали процветающий мир вместе с мейнстримом, они радовались каждому продвижению капитала, а жирный и маслянистый капитал всегда мог капнуть несколько капель нефти, чтобы удовлетворить их скромные амбиции.

Они жили надеждой, что пролетариат умственного труда поднимется до уровня новой мелкой буржуазии, которая работает в одной конторе, ест за одним столом, имеет одинаковое происхождение и говорит на одни и те же темы. Поэтому у них тоже схожая идеология. Они выступают за конкуренцию и верят, что их собственные усилия могут изменить их судьбу, пьют куриный бульон от босса, смотрят видео об успешном обучении, слушают речи Джека Ма и мечтают о светлом будущем.

Новая мелкая буржуазия, которая духовно и в определенной степени также связана с капиталом, и пролетарии умственного труда, которых привлекает зажиточная жизнь зарождающейся мелкой буржуазии, составляли первоначальную группу пользователей [популярного онлайн-форума вопросов и ответов] Zhihu, где они отвечали и обсуждали различные вопросы в духе, соответствующем идеологии капитала.

3. С 2008 г. по настоящее время

Это третья стадия развития капитализма, стадия расцвета и упадка.

В начале этой фазы буржуазия стала сильнее. Китайский капитал опирается на национальную систему и кейнсианство, чтобы добиться обгона на поворотах и одним махом стать второй по величине экономикой мира. А монополистический капитал Китая одним махом превзошел Великобританию, Германию, Японию и Францию, став вторым по величине в мире. Количество китайских компаний в списке Fortune 500 выросло с 30 в 2007 году до 106 в 2015 году.

Помимо того, что они становятся богаче, капиталисты также все глубже погружаются в сферу социального управления. Судя по составу 9-го (1998 г.) и 11-го (2008 г.) созывов Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), буржуазия стала крупнейшей группой, не считая сотрудников государственных органов. В их состав входят застройщики, промышленные и коммерческие гиганты, интернет-аристократы и богатые люди со всего мира. Они составляют лишь крошечную часть населения, но около 20 процентов депутатов ВСНП. Что касается профессиональных групп в таблице, то они состоят из так называемой элиты, такой как звезды шоу-бизнеса, финансовые воротилы, известные спортсмены и адвокаты в юридических фирмах. Большинство из них на самом деле являются капиталистами.

На этом этапе крестьянство как класс быстро сокращается. Переброска людей молодого и среднего возраста обескровила сельские районы. В нынешних сельских районах большинство населения занимается исключительно сельским хозяйством. Большинство из них несколько лет работали в городе, но в силу возраста и по другим причинам они не смогли продолжать работать и вернулись в родную деревню, чтобы заниматься сельским хозяйством. Согласно серии отчетов «Классовые изменения в современном Китае», из сельскохозяйственных рабочих «67,91% из них были служащими или наемными работниками, т. е. работали и потом вернулись к сельскому хозяйству в сельской местности. Когда я стану старше, я вернусь в деревню, чтобы заниматься сельским хозяйством». Мелкие фермеры как группа неизбежно вымрут в условиях рыночной экономики, что неизбежно.

На данном этапе также быстро развиваются два важных противоречия, которые оказывают глубокое влияние на Китай.

Во-первых, быстрое развитие капитала Китая делало внутренний рынок все уже и уже, а избыточный капитал постоянно вывозился. После 2012 года вывоз капитала ускорился, а в 2014 году Китай стал чистым экспортером капитала. Мировой рынок ограничен, и капитал, вывозимый из Китая, неизбежно будет конкурировать со старыми империалистами, такими как Англия, Франция, США, Германия, Италия и Япония, что приведет к снижению монопольных прибылей этих стран, чего не хочет американский монополистический капиталистический класс. Фактически, после стратегии Обамы по перебалансировке Азиатско-Тихоокеанского региона в 2012 году Соединенные Штаты ясно заявили о своей стратегии сдерживания китайского капитала, политике, которая была обнародована администрацией Трампа.

Во-вторых, все больше и больше стихийных протестов рабочего класса, реальная заработная плата которых под влиянием протестов пережила стадию быстрого роста. Этот этап примерно с 2003 по 2015 год, с самым быстрым ростом примерно в 2010 году. Это делает «себестоимость» все выше и выше, а прибыль низкоприбыльных отраслей все ниже и ниже.

Под влиянием двух вышеуказанных противоречий базовые противоречия капитализма развивались быстрее. Масштабный избыток производственных мощностей привел к падению темпов роста ВВП Китая с 2013 года, и экономика вступила в период, называемый «новой нормальностью». В целях защиты экономики наша страна провела две крупномасштабные программы стимулирования в 2009 и 2014 годах соответственно. С углублением политики стимулирования цены на жилье выросли.

Нарождающаяся мелкая буржуазия, купившая дом, еще радуется благоденствию мира, а мелкая буржуазия, не купившая дома, и огромное количество пролетариев умственного труда начинают смотреть на дом и вздыхать. С падением прибылей давление капитала на них как будто усилилось, а с ростом цен на жилье надежды, которые несет им капитал, явно уменьшились.

С 2018 года стало больше внутренних и внешних конфликтов. За едой те, кому явно наплевать на социальные темы, тоже начинают говорить о социальных проблемах, кто из-за приданого, кто из-за зарплаты, кто из-за цен на жилье, кто-то из-за оптимизации, все они вызваны давлением капиталистической системы.

Это та же самая группа людей, которая сидела до сих пор на Zhihu. Когда-то они поощряли и кричали за развитие капитала. Теперь они начинают спонтанно проклинать капитал.

У этой группы людей есть особенность, которой нет нигде в мире: они были воспитаны на принципах исторического материализма. Независимо от того, признавали ли они понятия и коннотации «класса», «эксплуатации» и «прибавочной стоимости», когда читали, им широко внушали этот смысл. Когда быстрое развитие капитала могло принести им пользу, они отказались от этих понятий, а когда капитал уже не давал им надежды, а только беспощадно теснил их, эти понятия вернулись к их уму. Они стали называть предпринимателей «капиталистами», описывать их как «эксплуататоров», а на предпринимателей смотреть как на «класс».

Некоторые из них начали поворачивать налево, спонтанно продвигая в Интернете то, чему они когда-то учились в учебниках: понятия эксплуатации, класса, капиталистов, прибавочной стоимости. Некоторые из них даже стали проводить время самостоятельно, изучая то, чего не было в учебниках, антологии Мао, Маркса, Ленина, а также ту часть истории, которая игнорировалась или скрывалась [правительством].

Стали спорить в интернете, участниками споров были всякие чисто- или пестро-розовые, всякие духовные или физические капиталисты, а так же огромное количество еще не проснувшихся рабочих, ну и конечно те, кто использует марксизм, в том числе «шовинисты, завернутые в марксистскую фразеологию».

Внезапная эпидемия в 2020 году усилила все это, угнетение стало тяжелее, цены на жилье стали еще более высокими, работа стала еще более нестабильной, а хорошая жизнь еще более отдаленной.

И высокомерие и жестокость, культивируемые предпринимателями в течение десятилетий бурного развития, вновь и вновь пронзали их сердца. «996» — это благословение [график с 9 до 9 шесть дней в неделю], а бизнес — это общественное благо. Предприниматели должны устраивать для себя праздники. Предприниматели также должны предлагать предприятиям в течение двух лет после создания не соблюдать трудовое законодательство.

Все это привело к резкому изменению отношения сообщества Zhihu к капиталистам в 2020 году.

Однако ведь эта группа составляет лишь малую часть рабочей силы. У большинства пролетариев физического труда нет таких сильных чувств. У них низкая заработная плата, они не рассчитывают купить дом в больших городах, они живут на дне [общества], они также имеют более ограниченный доступ к информации, они менее способны мыслить абстрактно и, похоже, их настроения не сильно изменились.

Но меняется и пролетариат физического труда. Рабочим еще труднее найти работу: раньше, когда этот завод выходил из строя, нам приходилось менять его на другой, сейчас этого завода уже нет, так что давайте обходиться. В прошлом фабрика могла обеспечить стабильную сверхурочную работу, позволяя зарабатывать деньги, чтобы поддерживать свои семьи за счет оплаты сверхурочных. Их недовольство также увеличилось.

2020 год — особенный год, год, когда пролетариат умственного труда явно повернул влево (для критики капитализма) и первый год, когда пролетариат физического труда отчетливо ощутил кризис.

Буря далека от грядущей, но левый поворот пролетариата умственного труда дал четкий сигнал: на небе собралось несколько темных туч, надвигается гром, внимательный человек может даже увидеть несколько слабых линий, прорезающих небо. Ночное небо… Молния, диалектика истории неудержимо мчится к нам с грозой на горизонте, и горстка увлеченных молодых людей распахнула свои объятия, чтобы принять ее.

4. Приложение: описание методов исследования

Для такой проблемы, с точки зрения марксизма, общий метод исследования таков: всесторонне изучить и выявить различные факторы противостояния в экономике, изучить различные классы, образующиеся в таком противостоянии и неизбежном классовом противоречии, изучить различные общественные сознания, возникающие в таких скрытых или открытых классовых антагонизмах и, наконец, выявить, что общественное сознание в конечном счете обусловлено общественным бытием.

Реакция общественного сознания на общественное бытие скорее динамическая, чем механическая, скорее извилистая, чем прямая, поэтому она иногда бывает правильной при определенных условиях, а иногда и неправильной при определенных условиях. Например, когда капитал развивается так быстро, что может «просачиваться вниз», даже эксплуатируемый пролетарий умственного труда может говорить от имени капитала. Но, в конце концов, его эксплуатируют, поэтому, когда развитие капитала настолько затруднено, что необходимо поддерживать прибыль за счет более сильного выжимания соков из работников, некогда извращенная реакция может обернуться против самой себя.

Разумеется, отклик общественного сознания на общественное бытие ограничивается и степенью осознанности самой социальной группы. Все старшеклассники в Китае получили образование в области исторического материализма, и все люди, сдающие вступительные экзамены в аспирантуру, будут опираться на политический курс, содержащий основные принципы марксизма. Это позволяет китайской молодежи лучше понять общество и не ослепнуть надолго.

Причина, по которой принципы [марксизма] остаются универсально применимыми, заключается в регулярном обобщении прошлых социальных явлений. Однако с развитием общества появились новые явления. В начале 20 века были ревизионизм и разного рода оппортунизм. В 1960-е годы ревизионизм получил новое развитие. Все это нуждается в дальнейшем обобщении и анализе людьми на данном этапе. Эти сводки и анализы позволяют развивать принципы дальше, делая их более яркими и точными. Итак, говорил Ленин, марксизм развился, а Маркс и Энгельс лишь заложили прочный фундамент общественной науки. Потомкам необходимо постоянно изучать реальную жизнь и изучать возникающие проблемы и явления.

Поэтому большинство молодых людей с устремлениями не могут придерживаться книг своих предков, но мы должны внимательно их изучать и использовать эти книги в качестве ориентира. Так же говорил и председатель Мао.

Нам нужно изучать современный Китай и мир, писать современный классовый анализ, современный «Капитал» и современный марксизм-ленинизм, вот что мы должны сделать. Конечно, чтобы писать такие вещи, недостаточно просто читать книги и проводить исследования.