Заявление о выходе из РКСМ(б)

28 июля 2000 г.

В ЦК и ЦКК Революционного коммунистического союза молодежи — РКСМ(б)
от члена ЦК РКСМ(б),
первого секретаря Обнинской городской организации РКСМ(б)
Жутаева Дара Игоревича

Заявление

Уважаемые товарищи!

Настоящим заявляю о своём выходе из рядов Революционного коммунистического союза молодёжи — РКСМ(б) и о сложении с себя полномочий члена Центрального комитета РКСМ(б) и Первого секретаря Обнинской городской организации РКСМ(б).

Считаю, что невзирая на всё то положительное, что делалось и отчасти делается РКСМ(б), и на наличие среди его членов ряда действительно ценных революционных кадров, в своём теперешнем виде РКСМ(б) является не просто слабой, неэффективной или дискредитированной организацией (как утверждают многие), но и явлением объективно реакционным, тормозом на пути создания в постсоветской России независимых учреждений угнетённых масс и авангардной дисциплинированной коммунистической партии, способной привести нашу страну к победоносной социалистической революции.

У меня нет и не может быть разногласий с Программным заявлением РКСМ(б). Их не может быть ни у кого, кто считает себя леворадикалом — троцкиста, анархиста, ходжаиста, сталиниста, люксембургиста или паннекукианца. Столь широковещателен и неконкретен этот документ. Кто же будет выступать против уничтожения частной собственности и государства или как можно более широкого приобщения молодежи к знаниям? Естественно, что под столь широкую программу в организацию приходят люди, исповедующие самые разные левые идеологии, преследующие самые разные цели, имеющие самые различные взгляды на средства для реализации этих целей.

Разумеется, революционные марксисты, коммунисты могут и должны входить в различные блоки, фронты и движения с представителями других идеологий — даже не обязательно только левых. Однако подобные объединения должны, во-первых, иметь чётко выраженные краткосрочные и среднесрочные цели (пример — союз коммунистов и буржуазных демократов для противостояния угрозе фашистской диктатуры), а во-вторых, коммунисты не должны терять в них своё политическое лицо и идти на противоестественные компромиссы. Ни того, ни другого я не вижу в РКСМ(б), являющем собой причудливый конгломерат всех оттенков левого политического спектра, связанных, однако, неким уродливым подобием демократического централизма. Последнее мешает хотя бы выделению чётко оформленных фракций, каждая из которых могла бы бороться за торжество в организации своей позиции и принятие своей идеологии в качестве доминирующей. Постмодернистская химера, живое воплощение давней шутки Дмитрия Костенко об анархо-сталинистах и анархо-полпотовцах, симбиоз тред-юнионизма с космизмом, маркузианства с военно-спортивной подготовкой, ходжаизма с «революционными идеями Бивиса и Баттхеда», идеальный образчик политической шизофрении — вот что такое РКСМ(б).

Нечего говорить, что подобная организация абсолютно недееспособна в сфере «праксиса», на живой политической арене. Она по природе своей может быть только явлением информационного поля, медиа-конструктом. Что ж, медиа-конструкты тоже бывают разные — прогрессивные и реакционные. Какова социально-политическая и культурная обстановка сегодняшней России? Во-первых, одним из мощнейших рычагов влияния правящей элиты является постмодернизм — насаждение сознания, в котором все вещи равняются всем вещам, а возможность постижения истины и построения научной картины мира иллюзорны по определению. РКСМ(б) и «Бумбараш» идеально вписываются в эту парадигму. Кстати, проекты идеологических гуру путинской России — Глеба Павловского и Марата Гельмана — далеко обогнали «Бумбараш» (с его «величайшим гуманистом ⅩⅩ века» Пол Потом или «безупречной супружеской верностью» Л. П. Берии), по части «радикального шика» и использования выхолощенных от всякого содержания мифов и символов левого движения. По сути говоря, «Бумбараш» и вся остальная РКСМ(б)-шная продукция есть третьесортное подобие «Русского журнала» или Гельман.ру.

С другой стороны, сложившийся в нашей стране репрессивный режим во многом держится на старательно поддерживаемой аморфности нашей политической сцены, отсутствии независимых общественных институтов и сколь бы то ни было выдержанных политических идеологий. Организации, пытающиеся предложить такие идеологии населению,— от «Союза марксистов» до «Яблока», от Демсоюза до ВКПБ — подвергаются либо замалчиванию, либо целенаправленной «замочке в сортире». В этом отношении РКСМ(б) вполне лежит в русле нынешнего мэйнстрима, давя в зародыше саму возможность возникновения молодёжных леворадикальных организаций с дифференцированными, последовательными идеологиями и вытекающими из них системами политических практик. С этой точки зрения РКСМ(б) нисколько не опасен для существующей буржуазной диктатуры и объективно способствует её укреплению.

Несколько слов о «политической практике» РКСМ(б). Не зарекомендовав себя ничем реальным ни в области организации рабочего класса, ни в общедемократической и правозащитной работе, ни в антивоенном движении, РКСМ(б) делает всё, чтобы связать себя в сознании как властей, так и российского общества с недавними нашумевшими актами «городской герильи». Я не буду здесь ни давать оценку этим акциям, ни говорить о целесообразности/нецелесообразности вооружённой борьбы в современной России вообще, ни выражать свою солидарность с арестованными активистами РКСМ(б), незаконно обвиняемыми в причастности к этим акциям. Позиция возглавляемой мной Российской маоистской партии по всем этим вопросам исчерпывающе изложена в соответствующем Заявлении. Здесь я хотел бы коснуться той в высшей степени двусмысленной роли, которую играет РКСМ(б) во всей этой истории. Бороться за освобождение левых политзаключённых — святой долг всякого коммуниста. Однако это не освобождает РКСМ(б) от обязанности чётко сформулировать своё отношение как к конкретным акциям, о которых идёт речь, так и к тактике вооружённой борьбы в нынешних условиях в целом. Если РКСМ(б) считает себя организацией, исповедующей «вооружённую борьбу сейчас» — ему стоило бы заявить об этом прямо, и тогда к нему не возникало бы никаких вопросов. Я, как и многие другие товарищи, давно бы покинули такую организацию. Если РКСМ(б) отрицает эту тактику,— то почему его органы пестрят статьями, воспевающими городскую герилью и индивидуальный террор и призывающими к подобным акциям в настоящее время, почему вокруг арестованных товарищей царит атмосфера постоянных сомнительных намеков и недомолвок? Всё это даёт почву для провокационных публикаций в буржуазных СМИ и смущает неокрепшие умы молодых членов РКСМ(б) — из-за чего один мой знакомый левый активист в частной беседе жёстко, но, на мой взгляд, правильно охарактеризовал эту организацию как «клуб молодых людей, мечтающих сесть в тюрьму по подозрению в терроризме».

Наконец. Одним из главных условий успеха революционных сил сегодняшней России является тотальный разрыв с традициями позднего СССР, с хрущёвско-брежневским ревизионизмом. Это, в свою очередь, означает бескомпромиссное размежевание с практически всем современным российским «комдвижением». Строительство революционных организаций и левой культуры должно начинаться, по сути, с нуля. Что же делает РКСМ(б)? Не имея даже подобия единой идеологии, он, тем не менее, по каким-то совершенно непонятным мне причинам записывает в своём Уставе ориентацию на, пожалуй, самую тоталитарную из тоталитарных сект, именующих себя «компартиями» — РКРП, воплощение всего самого уродливого, что только есть в постсоветском комдвижении.

Кажется, сказанного достаточно. Я призываю всех действительно революционно настроенных членов РКСМ(б), которым небезразлична судьба российского пролетариата, трудящихся масс и угнетённых национальностей, последовать моему примеру. Я убеждён во всемирно-исторической правоте идеологии марксизма-ленинизма-маоизма и поэтому призываю этих товарищей вступать в ряды создаваемой нами Российской маоистской партии. Если они не разделяют наших взглядов, пускай создают собственные организации на других идейных основах,— но организации идеологически последовательные, способные к реальному политическому действию, свободные от постмодернистской «игры в классики». Что же до РКСМ(б), то я, хотя и исходя из иных предпосылок, чем он, целиком и полностью поддерживаю предложение тов. Дмитрия Кузьмина: распустить эту организацию. Говоря словами виднейшего философа-марксиста ⅩⅩ века Луи Альтюссера, давно пора прогнать этого призрака в ночную тьму.

С коммунистическим приветом,
Дар Жутаев
28 июля 2000 года, г. Москва