Взгляд из антиутопии. (Уинстон Монтэг)

18 апреля 2014 г.

И снова тот же маршрут, и снова те же лица. Опостылевшие серые лица, жаждущие поскорей уйти из этого места к себе в квартиры и напиться до умопомрачения. Еще один бесцельно прожитый день. Они находят в этом силу, смысл существования. Нет стремлений, нет желания. Даже самые умные из них не более чем чуть более светлые лица, чьи потребности зациклены в их мировосприятии, в их работе. Жить среди этих лиц не просто, но иного мне не дано. Отныне я буду вынужден жить среди таких же безыдейных людей, среди незнания, в среде плавающей нравственности и эгоизма. И ведь это только та часть мира, через которую проходит мой каждодневный маршрут. А есть и другие места, которые мне еще не ведомы в этой всепоглощающей антиутопии.

«Если мне придется провести остаток дней здесь, уж лучше я адаптируюсь, скрою свою индивидуальность, не буду выступать со своим никому не нужным мнением, буду молчать. Никогда не знаешь, как сложатся обстоятельства, но так я буду спокоен». Таковы были мои мысли в начале моей карьеры, но увидев, кто и что меня окружает — я решил, что нужно вырваться из бездны невежества вокруг. Каждый день, когда я шагаю в университет, я вижу эту выгравированную надпись, которая стала девизом нынешнего мира: Стабильность – это прогресс, Повиновение – это мудрость, Молчание – это сила. И словно мантру, эти три слова твердит каждый, стоит только завести с ним разговор о чем-то, кроме его непосредственных потребностей.

Весь жизненный путь его, от детского сада до дома престарелых он стремится достичь лишь одной цели – личного обогащения. Его научила этому официальная пропаганда из Радиовизора, Мирсети и прессы. «Живи на полную!», говорят ему, «Бери от жизни все!». Он не понимает смысла этих слов, но действует в точности согласно им: берет от жизни все. Скупает модные гаджеты, тратит деньги на удовольствие, отдает себя в рабство Корпорациям, в руках которых все государства мира. Общество потребления, так вроде оно называется, диктует свои условия досуга, труда и развлечения.

Все начинается здесь, в стенах школ, когда из неиспорченных детей, наделенных своей собственной индивидуальностью, делают машины для решения задач. Начальная школа – плавильный котел идей и творчества. Ребенок, только что вышедший из-под постоянной опеки родителей, сталкивается с враждебным ему окружением. Натасканная государственной пропагандой учительница запрещает детям самовыражаться, наказывает за любое проявление неповиновение, на любое проявление критического мышления, так как Стабильность – это прогресс, Повиновение – это мудрость, Молчание – это сила. Дальнейшее нахождение человека в стенах школы лишь усиливает эффект. Начиная от враждебных учащихся, кончая субъективизмом со стороны оценивания личности и ее стремлений преподавателями. Именно там в нас забивают навыки рабов и рефлексы неандертальца. То разложение личности и гедонистическая природа тех серых лиц закладывается при попытках найти себя среди моря посредственностей.

Бытие определяет сознание. Когда дело касается межличностных отношений, эта аксиома как никогда выходит на первый план. Я давно уже свыкся к симплификацией чувств и общения, с тем, что представляется нормой в массовой культуре. Захватив сознание людей, этот паразит служит им отдушиной в редких вспышках гнева или радости. Системе не нужен недовольный или слишком счастливый человек, ей нужен апатичный раб. Посему как никогда обострено разделение общества на касты, каждая из которых варится в своих собственных испражнениях, существуют секты по интересам, разрозненные, разобщенные, идеалистичные. Контакты разных каст воспрещаются и порицаются обществом, так нам говорит Система, так нам говорят дома и в ВУЗах. Нам говорят, что конкуренция – это норма, убийство можно простить, что мира и согласия нет, есть только грызня народов, а кто думает иначе – становятся посмешищем и вскоре съедаются Системой. Алкоголизм, проституция, наркомания, несмотря на показную борьбу, выгодны Системе, так как медленно, но верно убивают в человеке волю к сопротивлению.

Но если углубляться дальше в дебри генезиса этого ужаса, то окажется, что финальные аккорды в зверской симфонии будущего ставит высшее образование. Если личность не была сломлена массами в детстве, ее сомнет в юности. Надежды и мечты, лелеемые еще непорочным ребенком, разбиваются о волнорезы действительности, так как действительность, с серостью, невозможностью изменений и стагнацией убивает волю к переменам. Минимум своих мыслей, максимум зазубренного материала, максимум знания теорем, законов. Агрессия душится на корню объемом нагрузки, тяга к самопознанию рубится топором несбывшихся надежд и ограниченных возможностей.

На этом этапе ни у кого не остается сомнений в бесполезности его будущего и бесполезности развития вообще. Несогласных здесь не просто искореняют, здесь их ждет физическая и психологическая расправа. Их оставляют на маргинальное сосуществование среди массы себе неподобных, их разобщают, мешают найти друг друга. Объективные знания уничтожаются, они сгорают в пламени тех знаний, которые выгодны Системе. Она стремится заглушить поры свободы, она стремится не дать людям доступа в те зоны, открытие которых приведет к ее гибели. Потому что Стабильность – это прогресс, Повиновение – это мудрость, Молчание – это сила.

Дальнейшее разобщение людей уже во взрослой жизни принимает свои абсолютные формы. Страты уже настолько отделены друг от друга, что представители одной не знают, что беспокоит другую. Силы, которые в другой ситуации могли бы пойти на созидание, уходят на существование и бездонное развлечение. Культ капитала, культивируемый в высших эшелонах, становится оружием массового поражения, которое Система использует для манипулирования массами. Деградировав до состояния жажды наживы и удовольствий, и чье сознание было исковеркано годами нахождения в стенах образовательных лагерей, серые лица уже не отличают правду ото лжи, добро от зла. Или же не было никогда правды, не было лжи? Что если это я заблуждаюсь, и на самом деле действительно Стабильность – это прогресс, Повиновение – это мудрость, Молчание – это сила? Я уже ничего не понимаю. Но мне уже пора, скоро будет пятиминутка ненависти, где нам покажут очередные происки наших заокеанских врагов, которые хотят уничтожить Систему. И у всех граждан, смотрящих эту пятиминутку, праведный гнев будет затмевать разум, и внутренние проблемы самой системы отойдут далеко на второй план. До связи.