Эгалитэ! (совместно с Checkmate, scum)

17 ноября 2015 г.

Выступая за абсолютный эгалитаризм, невозможно игнорировать конкретные виды неравенства, одним из которых является гендерное. На сегодняшний момент под активизмом за гендерное равенство обычно понимается борьба за права женщин. Даже в общеантисексистской среде проблемам мужчин уделяется далеко не самое достойное внимание, в то время, как многие общеэгалитаристские инициативы, фокусируясь на гендерных проблемах, и вовсе застряли в патриархате XX века, зачастую частично или полностью игнорируя постсоветское пространство. Разумеется, в странах “третьего мира” женская проблематика стоит крайне остро, однако на постсоветском пространстве это далеко не так. Поэтому, говоря о гендерном неравенстве на территории бывшего СССР, последовательный активист должен учитывать реалии этой территории и не игнорировать гендерные проблемы мужчин.

Что же представляет собой дискриминация мужчин и почему последовательному эгалитаристу не следует закрывать на неё глаза?

Первое — самый явный пример узаконенной мизандрии, не заметить который способен лишь сказочно упёртый идеалист, — призывная армия. Законодательно закрепленное принуждение, за уклонение от которого придется нести ответственность перед государством. Подвергаются ему исключительно люди с мужскими паспортным полом. А значит, это, как и любой гендерный закон, дискриминация.

Второе — огромное количество иных принятых и действующих нормативно-правовых актов, создающих и закрепляющих женские привилегии.

Например, в Российской Федерации это ряд поблажек в УК РФ, связанных с получением срока, условиями содержания и отсрочками прохождения наказания. Ко всему прочему, работник силовых структур не имеет права стрелять в женщину, если только та не оказывает вооруженное сопротивление. Имеет место так же и нарушение репродуктивных прав мужчин, закрепленное в СК РФ: отсутствие права на отказ от отцовства, преимущества женщин при взыскании алиментов у разведенного родителя, невозможность удостовериться в своём отцовстве путем бесплатного ДНК-теста. Последнее — действительно важный момент, поскольку обманутый мужчина вынужден оспаривать отцовство через суд, а условиях капитализма дорогостоящий генетический тест на отцовство могут позволить себе далеко не все, что приводит к довольно тяжелым ситуациям. Тяжелым и для детей, и для их родителей или тех, кого записали родителем против воли. Ко всему прочему, мужчины выходят на пенсию на 5 лет позже женщин. Также стоит остановиться на заниженных для женщин нормативах, установленных в ТК РФ.

Третье — бытовая дискриминация. От лиц биологического мужского пола ожидают так называемую гегемонную маскулинность. В неё входят:

– требования к внешнему виду (большие гениталии, высокий рост, большая мышечная масса, мужественные черты лица; неприемлемые проявления “женственности” во внешнем виде и одежде);

– требование психологической мужественности (мужчина как защитник, добытчик, должен быть эмоционально стойким, не жаловаться на проблемы и т.д.);

– жесткая иерархичность социальных взаимоотношений со сверстниками, особенно заметная в образовательных учреждениях (зачастую, даже не выливаясь в избиения, грабежи или массовую травлю, она всё равно давит на подростков, так как риск стать “мальчиком для битья” есть у всех. Исключая разве что тех, кто прошел социализацию, сделавшую человека откровенно опасным индивидом);

– ограничение в сексуальной жизни. При этом за мужчинами закрепляется активная роль “секс-гиганта”; неприемлемы асексуальность, бисексуальность, гомосексуальность, пансексуальность и иные виды сексуальности отличные от гетеро-, а также пассивная роль в гетеро-отношениях, даже если партнерша пассивна не всегда;

– требование к “мужественности” профессии/хобби.

Также от лиц биологически мужского пола ожидают определенной полоролевой модели поведения при контакте с женщинами. В качестве примеров можно привести обязанность ухаживать за женщиной, проявляя инициативу при знакомстве, уступать ей и другим женщинам место в общественном транспорте, добиваться расположения и внимания подарками, защищать женщин, “быть опорой” и т.д. Важно отметить, что множество таких ожиданий и требований касаются не только близких женщин, но и совершенно незнакомых. Дело может дойти до того, что мужчина, не пожелавший рискнуть жизнью ради спасения жизни незнакомой женщины подвергнется общественному порицанию.

В итоге мы имеем печальные последствия:

– Мужчины становятся жертвами преступлений в 2-3 раза (и это только по официальной статистике) чаще женщин.

– Мужчины живут на 10 с лишним лет меньше женщин (напомним, что в РФ мужчины ещё и на 5 лет позже выходят на пенсию).

– Мужчины в 13 раз чаще гибнут на производстве.

– Мужчины в 5 раз чаще совершают суицид.

– Примерно 85% бездомных — мужчины.

– Из-за гендерных норм мужчины реже обращаются за помощью при проблемах со здоровьем в медицинские учреждения и, как следствие, живут меньше, чаще умирают от болезней и в целом имеют более существенные проблемы со здоровьем, чем женщины.

Разумеется, все эти проблемы никак не отменяют проблем женщин. Даже наоборот, их глубокий анализ приводит к выводу, что проблемы обоих полов тесно связаны. Например, анализируя причины гетеросексуальных изнасилований, можно прийти к проблематике дискриминации мужчин. Чтобы ответить на вопрос “Почему происходят изнасилования?”, нужно вначале найти ответ на вопрос “Что делает человека насильником, способным на такое действие?”.

Наиболее вероятной гипотезой представляется локализация причин сексуального насилия в культе гетеросексуальности, и одним из её следствий — травле девственников, то есть мужчин, не имеющих гетеросексуального опыта. Травля происходит потому, что у мальчиков и парней-подростков, да и более взрослых мужчин, от его наличия зависит статус среди сверстников. Помимо культа гетеросексуальности, они находятся в условиях “либо ты бьешь, либо тебя бьют”, либо человек где-то посередине и рискует опуститься на дно иерархии, стать “мальчиком для битья”, подвергаясь действию так называемой гегемонноймаскулинности. Это дискредитирует гуманистические принципы и прививает человеку толерантность к насилию.

В результате мы наблюдаем ситуацию, в каковой мужчины и чаще женщин становятся жертвами преступлений, и чаще их совершают. В том числе это касается и сексуального насилия. Следовательно, причина не в “природе мужчин и женщин”, а в гендерных нормах, формирующих ключевые отличия между полами, закладывая в мужчин деструктивный элемент, приводящий к плачевным последствиям. Именно против этих деструктивных явлений и выступает маскулизм равенства. Мужчины-преступники — это те же самые люмпены. Они являются продуктом капиталистической системы, её жертвами. Последовательному левому активисту эти вещи не могут не быть очевидны, в то время, как последовательный антисексист, анализируя гендерные проблемы мужчин, анализирует ни что иное, как негативные последствия классового деления общества.

Аналогичную взаимосвязанную ситуацию можно наблюдать на примере анализа причин смертности на производстве. Такой высокий показатель тесно связан с тем, что тяжелое производство считается не-женской профессией, более того, доступ женщинам на эти сферы производства законодательно ограничен списком из 456 профессий. Здесь одной из причин фактической проблемы мужчин (смертность) является формальная (юридическая, бытовая) проблема женщин. Важно отметить и то, что от отмены этого юридического ограничения ситуация не сильно переменится. Так, в США аналогичного списка не существует, кроме того, в годы Второй мировой войны феминистские идеи там были использованы буржуазным государством с целью привлечь женщин к этому тяжелому производству (работоспособные мужчины в портовых городах цинично закончились). Однако и там разница в смертности на производстве между мужчинами и женщинами колоссальная — мужчины гибнут в 9-11 раз чаще женщин. Это слабо отличается от статистики по РФ.

Ощутимой проблемой женщин является тот факт, что женщине сложнее устроиться на высокооплачиваемую работу, сложнее подниматься по карьерной лестнице. Причины здесь различные, но в основном социальные, так как законодательные барьеры практически отсутствуют, точнее, существует лишь ограничения по профессиям, никак не связанным с руководящими должностями. Женщина не может добывать руду и строить метро, но может присутствовать в этой шахте и в этом метро в роли начальника. Стоит так же отметить, что немалое число профессий из запрещённых для женщин хорошо оплачивается, хотя и физически сложны. Таким образом, мужчины через сложный труд могут заработать при желании, а вот женщины — нет. То есть, первых отчуждают от возможного заработка, а других, то есть мужчин, по сути принуждают к заработку на физически сложной и опасной работе, ведь всё равно работать на ней могут только они. Женщины же вынуждены идти в таком случае на “женскую работу”, где меньше риск и меньше зарплата, на которую, в свою очередь, непросто устроится мужчинам, так как есть же “мужская работа”, а это работа для женщин, она же “традиционно женская”. В условиях капитализма, особенно в слабо развитых регионах стран СНГ, это приводит к маргинализации и мужчин, не сумевших в силу стечения обстоятельств найти работу, и создаёт почву для совершений преступлений, нехватки людей на рабочих местах и пр. Также стоит отметить, что для женщин предусмотрены различные поблажки на работе, связанные с их репродуктивными правами, да и в целом связанных с оберегательным отношением к женщинам. То есть, женщина банально бывает в экономическом плане менее выгодной, чем мужчина — привилегии, как законодательные, так и бытовые, могут иметь побочные эффекты и создавать трудности для женщин, хотя законодательно это является дискриминацией мужчин. Что же касается карьерного роста мужчин и женщин, то разница далеко не критична: где-то преобладают женщины, где-то зарплаты равные, где-то женщины и вовсе достигают карьерных высот раньше мужчин. Что касается разницы в средней заработной плате в пользу мужчин, то вызвана она в первую очередь тем, что рабочий день среднестатистического мужчины ощутимо больше, во вторую — тем, что женщины чаще берут отпуск, в том числе связанный с реализацией репродуктивных прав. Несмотря на массу гендерных норм, формально ограничивающих женщин в выборе профессиональной деятельности, более 40% руководителей — женщины (что, между прочим, является ведущим результатом по миру), а доля женщин среди устоявшихся предпринимателей поставляет примерно 50%.

Последовательному левому активисту важно уметь анализировать причины тех или иных явлений. Ведь именно это и отличает эгалитариста от, скажем, нациста, который видит явление и не желает вникать в его причины, так как страдает формализацией проблемы. Например, видя, что представители нацменьшинств часто совершают преступления на территории РФ, правый увидит лишь это и будет призывать к агрессивной борьбе с представителями определенных национальностей, в то время, как левый станет анализировать причины этого поведения, учтет экономическую отсталость региона, пагубное воздействие историко-культурных факторов, недавнюю империалистическую бойню, устроенную на территории Кавказа в 90-х. Это отличный навык, важный и для любого антисексиста.

***

О чем же говорит нам сказанное выше? Только о всепроникающем уродстве капитализма, его абсолютной власти над каждым рабочим, вне зависимости от пола. Мы должны признать, что очевидные проблемы имеются как у женщин, так и у мужчин, уходя вперед от формулировок, тезисов и понятий старой давности, но не отрицая самого фундамента нашей борьбы за свободу человека в целом.

Да, капитализм находит выгоду в том, чтобы женщина стала безличным инкубатором, но родить она должна мужчину, который станет пушечным мясом в очередной бойне за рынки сбыта. Да, классовое общество воспитывает в мужчине высокомерие и дает ему ощущение «силы и власти»… чтобы бросить его на самую каторжную работу и не услышать восклицаний протеста. Как и полагается, проблемы растут с двух сторон, являя себя не только половыми, но и пролетарскими.

Данная статья говорит не о том, что мужчина лучше женщины. Она не говорит о том, что мужчина должен быть патриархом, как мечтают реакционеры «Мужского движения», слабоумно бьющиеся за право быть рабом «проверенной тысячелетиями семейной модели». Мы восклицаем, что настоящая свобода должна существовать без всяких перекосов, с равенством рабочих любого происхождения и пола.

Однако стоит принять во внимание то, как сосуществует базис и надстройка, и что все перемены и борьба тщетны перед лицом общественного устройства. До тех пор, пока не возобладает социализм, можно забыть о каком-либо равенстве, вне узкого круга относительно всего человечества. Только уничтожив частное право на средства производства, мы сможем взяться за руки и шагать по планете единым целым, не поддаваясь на спускаемые сверху поводы к распре.

Мужчина — ты рабочий!

Женщина — ты рабочая!

Сражайтесь с любой несправедливостью обоих полов, не забывая, что ваш враг находится не на другой стороне улицы, а в своем загородном особняке.

Над материалом работали:

Алексей Липатов, Майя Маттссон, Константин Азаров, Дмитрий Штефанюк, Архитектор Воздушных Замков, Юлия Эстер, Militant Apathy