Кино. По-прежнему важнейшее

17 августа 2015 г.

Развитие информационных технологий позволило человечеству усовершенствовать коммуникационные системы и перевести содержание невербальных видов общения (книг, журналов) в вербальную среду (радио- и телевещание). Формирование киноискусства, в том числе, открыло новые горизонты для пропаганды любого цвета. Изначально она была относительно примитивной и проводилась лишь при помощи воздействия полых отображений реальности (движущихся фигур) на образное восприятие человека. Рефлексируя над увиденной картиной человек высвобождал внутри себя вполне конкретный эмоциональный отклик (страх\радость – в зависимости от просмотренного материала), таким образом обогащая рассудочный опыт. Но на одних чувствах дело не закончилось.

Кинематограф — это экспериментальное поле мыслей и активных образов. Не стоит удивляться, что на сегодняшний день создание кинофильма является принципом сотворения новых взглядов и ценностных ориентиров для открытого зрителя. Более того, среда киноискусства может служить не только общепринятой цели рекреативного характера, не только эстетическому очарованию, развлечению зрительского пласта — она также может представлять из себя идеологически-организующий способ образовательного качества. Кинематограф формирует (иногда более успешно, а иногда менее) индивидов по принципу предоставления зафиксированных особым порядком отражений виртуального\реального мира. Однако есть и существенная проблема, которая становится видимой в момент осознания иллюзии объективного материала. Зритель почти всегда мыслит пленку дубликатом действительности, при этом четко противопоставляя внутри своего сознания оригинал и копию. Из-за этого зритель анализирует материал лишь в качестве абстрактных моделей, в общем, не связанных с реальностью наблюдений, а перспектива агитационных практик киноискусства как-бы «проглатывается» обществом на начальных этапах. Это не тенденция, однако, подобный процесс имеет свое место в соотношении с кинолентами, ориентированными на массовую аудиторию. И суть даже не в том, что условный «Безумный Макс» зря поднимает вопросы феминизма, а в том, что концентрация внимания на общественных проблемах в подобном кино заведомо обречена на провал (рассматривать женскую борьбу во вселенной, где людей используют вместо бамперов?).

Опыт говорит о том, что по прежнему кино остается важнейшим из искусств. На протяжении прошлого века, большую конкуренцию здесь составила музыка, однако ее характер не совсем подходит для более широкой и глубокой агитации в условиях марксистской «кружковости». Если мы способны дать вам совет, то настоятельно советуем вчитаться в следующее: организуйте киноклубы в своих городах. Это самый успешный вариант диалога с потенциально революционной интеллигенцией. Да, многие зрители поражены буржуазной идеологией, часто пропитаны самолюбованием и элитизмом, но между тем, этические (а часто и классовые) проблемы можно возбудить в этих людях только прямым общением.

Здесь я приведу несколько практических советов:

1. Поиск площадки.

В нашем собственном случае, нам пришлось переменить два помещения. В первый раз это было «кино-кафе», в котором был собственный плохонький проектор, во второй (и поныне) это галерея современного искусства.

Начните поиск с прогулки по местным заведениям, которые не пользуются большой популярностью. Если у вас есть собственная аппаратура — вы почти не встретите проблем. Потенциально вашими показами могут заинтересоваться галереи, альтернативные кафе, пустующие клубы культуры и даже библиотеки.

Сразу нужно принять тот факт, что плата за просмотр будет необходима — ее взимает владелец места (хотя конечно вы можете взять эти расходы на себя).

2. Репертуар

Многие про-левые киноклубы не взлетали только потому, что они показывали что-то среднее между «Броненосцем Потемкиным» и «Ленином в Октябре». Нужно понимать, что есть очень хорошее кино… которое интересно только вам. Годный подход — показывать много хороших фильмов без красного флага и разбавлять их революционным актуально смотрящимся материалом. Важнейшим для нас становится не столь содержание ленты, а то, какие рассуждения она может вызвать. Об этом далее.

3. Обсуждения

Если вы не готовы к обсуждениям фильма — не занимайтесь организацией киноклуба. Это центральная, важнейшая часть мероприятия. Фильм, просмотренный вхолостую — поле для хаотичного восприятия ленты, сообразно условностям каждого зрителя. Полемика вокруг близкой или отдаленной темы кино, это ключ к пониманию его содержания в нашем русле. Не нужно бояться спора — человек с противоположной точкой зрения лучше всего создает живость разговора. Однако если вы не обладаете достаточным уровнем подготовки, ваши доводы могут обернуться против вас. Даже если вы правы.

Артем ВИКТОРОВ

Алексей ЛИПАТОВ