Затяжная народная война (Николай Лысенков)

4 апреля 2017 г.

Пролетариат использует разные формы классовой борьбы против буржуазии, как легальные, так и нелегальные, как мирные, так и насильственные. Выбор форм борьбы зависит от конкретных исторических условий и от поставленной цели. Чтобы свергнуть господство буржуазии и завоевать политическую власть, необходимую для построения социализма – бесклассового общества, пролетариат должен совершить революцию. Без революции переход к социализму невозможен. Революция невозможна без насилия, потому что буржуазия никогда не отдаст свою власть добровольно. Таково основное положение марксизма, неизменно подтверждавшееся на практике последние полтора столетия.

«Революция — это не званый обед, не литературное творчество, не рисование или вышивание; она не может совершаться так изящно, так спокойно и деликатно, так чинно и учтиво. Революция — это насильственный акт, это беспощадные действия одного класса, свергающего власть другого класса»1Мао Цзэдун, «Доклад об обследовании крестьянского движения в провинции Хунань»; http://library.maoism.ru/report_on_Hunan.htm.

Известные в истории пролетарские революции: Парижская Коммуна во Франции в 1871 г. и Октябрьская революция в России в 1917 г. – происходили в форме вооруженных восстаний в городах. Захватив власть в городе и прочно удержав ее (впервые и то, и другое удалось в октябре 1917 г. в России), пролетариат затем распространяет ее на всю страну. Классики марксизма-ленинизма довели до совершенства теорию вооруженного восстания, называя его «искусством»2В.И. Ленин, «Марксизм и восстание»; http://www.magister.msk.ru/library/lenin/lenin005.htm.

Эта форма революции (иногда ее называют «путь Октября»), однако, была изначально разработана Марксом и Энгельсом для Западной Европы в XIX в., и затем дополнена Лениным для России начала XX в. Попытка Коминтерна использовать эту форму применительно ко всем странам мира в 1920-1930-е гг. оказалась неудачной и привела к большим потерям.

Неудачи полезны тем, что из них можно и нужно сделать правильные выводы. Творчески осмыслив опыт русской революции, Мао Цзэдун разработал теорию новодемократической революции (НДР), которую он считал наиболее подходящим путем для колониальных и зависимых стран в XX в.3Мао Цзэдун, «О новой демократии»; http://library.maoism.ru/On_New_Democracy.htm НДР — это развитие ленинской идеи о буржуазно-демократической революции под руководством пролетариата и его идеи о революции в колониях и полуколониях. НДР направлена как против феодализма (аграрная революция), так и против империализма. Ее основной движущей силой являются крестьяне, в ней также участвуют средние городские слои, мелкая буржуазия и городская буржуазия, которые все вместе образуют единый фронт революционных классов под руководством пролетариата и его коммунистической партии. Поэтому НДР — это не просто демократическая революция (под демократической революцией в марксизме понимается революция под руководством буржуазии против феодализма), а новая демократическая революция. В результате НДР будет установлен строй новой демократии – совместная диктатура нескольких революционных классов, который является переходным этапом к социалистическому обществу.

Осуществить НДР на практике можно только путем затяжной народной войны4Разумеется, учение о ЗНВ было сформулировано в конкретных исторических условиях Китая 1920-1940-х гг. Говорить о его универсальности на все времена – значит противоречить марксизму.. К такому выводу пришел Мао Цзэдун, изучая опыт китайской революции, которая прошла немало зигзагов в своем развитии. Первые мысли об этом у него появились в конце 1920-х гг., в сложный период начала гражданской войны между Коммунистической партией Китая и Гоминьданом, когда КПК стояла на грани полного разгрома (в окончательном виде теория была сформулирована намного позднее). Под контролем коммунистов находились лишь некоторые районы, где была установлена советская власть. Задумавшись над этим, Мао в 1928 г. сформулировал пять условий5Мао Цзэдун, «Почему в Китае может существовать красная власть?»; http://library.maoism.ru/why_red.htm, которые позволили коммунистам удержать эти позиции под натиском превосходящих сил Гоминьдана.

Эти условия таковы: 1) экономическая отсталость Китая, который является полуколониальной страной и находится под непрямым управлением империалистов, плюс раскол в лагере контрреволюции; 2) боевой настрой рабочих и крестьянских масс в регионах красной власти; 3) наличие революционной ситуации в стране, которая продолжает развиваться; 4) наличие достаточно сильной регулярной Красной армии и 5) сильной коммунистической партии, которая проводит правильную политику. В том же году Мао и его товарищи составили основные правила поведения бойца Красной армии, «Три основных правила дисциплины» и «Памятку из восьми пунктов», главным содержанием которых было подчинение командирам и обязательно хорошее отношение к местному населению6Директива Главного командования Народно-освободительной армии Китая в связи с повторным опубликованием трех основных правил дисциплины и памятки из восьми пунктов; http://library.maoism.ru/threeNten.htm.

Военная линия Мао Цзэдуна не сразу была принята на вооружение Компартией Китая. Только после тяжелых поражений начала 1930-х гг., когда провалилась стратегия по организации восстаний в городах, состоялся т.н. «Великий поход» 1934-1935 гг., в результате которого у коммунистов появилась новая прочная база в Яньани, а Мао Цзэдун стал признанным лидером партии. Ситуация в стране тогда значительно осложнилась: в связи с агрессией Японии против Китая, коммунисты заключили союз с прежним противником, Гоминьданом, чтобы направить все силы против агрессора. В 1936-1938 гг. Мао написал ряд работ, в которых окончательно сформулировал свою теорию затяжной народной войны.

В работе «Стратегические вопросы революционной войны в Китае»7Мао Цзэдун, «Стратегические вопросы революционной войны в Китае»; http://library.maoism.ru/strategy.htm Мао подвел итоги гражданской войны против Гоминьдана, длившейся почти десять лет. Он писал, что ошибаются те люди, которые механически переносят русский опыт гражданской войны на китайскую почву, потому что в Китае ситуация совершенно другая. Китайская Красная армия очень слаба, а красные районы – небольшие по территории, экономически и культурно отсталые. Гоминьдан, напротив, контролирует большую часть территории Китая и располагает огромной армией, вооруженной современным оружием. В то же время, политически Гоминьдан слаб, так как не пользуется поддержкой крестьянства, которое сочувствует коммунистам. Армия Гоминьдана не отличается высоким боевым духом, в отличие от Красной армии. Наличие даже небольших красных баз является важным политическим и моральным фактором.

Эти обстоятельства определяют стратегию и тактику войны. Красная армия слаба, поэтому война может быть только затяжной. Красная армия может вести только партизанские действия, она должна уклоняться от решающих боев, она не должна держать линию фронта и должна вести маневренную войну, но при этом она должна быть построена по принципам регулярной армии и готовится перейти на следующий этап регулярной войны. Красная армия должна сочетать в себе демократизм и дисциплину, и при этом ее командование должно быть достаточно децентрализованным. Красная армия должна вести политическую работу, не ограничиваясь только военными вопросами. Общий принцип партизанской войны Мао сформулировал следующим образом: «Враг наступает — мы отступаем, враг остановился — мы тревожим, враг утомился — мы бьем, враг отступает — мы преследуем».

Мао дальше развивал свою теорию затяжной народной войны применительно к войне против Японии. В работе «Вопросы стратегии партизанской войны против японских захватчиков»8Мао Цзэдун, «Вопросы стратегии партизанской войны против японских захватчиков»; http://library.maoism.ru/problems_of_strategy.htm он писал, что партизанская война играет в войне против Японии вспомогательную роль, но при этом она имеет стратегическое значение, так как способствует изматыванию противника, который ведет войну на чужой территории и испытывает недостаток в живой силе. Партизаны должны своими действиями оказать поддержку регулярной армии, которая должна сыграть решающую роль в разгроме японцев. Основной принцип войны поэтому остается прежним: «всемерно сохранять свои силы и уничтожать силы противника».

Особое внимание Мао уделил созданию опорных баз и партизанских районов в тылу японцев. Партизанский район – это территория, где действуют партизаны, но которая все еще находятся под контролем оккупационных властей. Опорные базы – это такие районы, где установлена народная власть. Создание и расширение опорных баз возможно только при определенных условиях, таких как: создание своих вооруженных сил, разгром противника и мобилизация народных масс.

Следующим этапом, когда партизанские отряды пройдут необходимую закалку, будет превращение их в регулярную армию. Для этого необходим их количественный и качественный рост. Однако, по мере развития партизанских отрядов в регулярную армию, необходимость в первых отнюдь не отпадет: вокруг регулярных войск по-прежнему должны существовать многочисленные партизанские отряды, которые «образуют плотную завесу вокруг регулярных войск и в то же время будут служить неистощимым источником сил для их дальнейшего роста».

В цикле лекций «О затяжной войне»9Мао Цзэдун, «О затяжной войне», http://library.maoism.ru/on_protracted_war.htm Мао подробно остановился на том, почему война против Японии будет затяжной, и почему Китай, несмотря на свою слабость, сможет победить. Япония располагает первоклассной армией, мощной экономикой и сильной государственной машиной, однако, она является страной небольшой и ее ресурсы ограничены. Япония может рассчитывать только на поддержку фашистских государств, которые не составляют большинства в мире. Поэтому длительной войны она не выдержит.

Китай, напротив, является страной отсталой и слабой. Но, в отличие от Японии, он обладает большим населением и большими ресурсами. Китай             опирается на более широкую международную поддержку, чем Япония. Китай является прогрессивной страной, тогда как Япония – страной реакционной. «Теперь в Китае появились такие прогрессивные силы, каких он еще не знал ни в один прошедший исторический период. Коммунистическая партия Китая и руководимая ею армия и являются представителями именно этих прогрессивных сил. Именно вследствие этой прогрессивности нынешняя освободительная война, которую ведет Китай, может стать войной затяжной и увенчаться окончательной победой Китая. Китай — страна, неуклонно идущая на подъем, как восходящее солнце, и в этом отношении он составляет противоположность японскому империализму, идущему по пути упадка. Война, которую ведет Китай, прогрессивна и в силу этой прогрессивности является справедливой войной. Так как эта война справедлива, она сможет сплотить всю страну, вызвать симпатии народа вражеской страны и побудить большинство стран мира оказывать помощь Китаю».

Затяжная война должна пройти в своем развитии три этапа: стратегической обороны, стратегического равновесия и стратегического контрнаступления. На первом этапе противник наступает, а мы отступаем, говорил Мао. Основную роль здесь играет регулярная армия, а партизаны – вспомогательную роль. На втором этапе противник уже не может наступать дальше и закрепляется на занятых рубежах. Здесь на первое место выходят партизанские действия в тылу противника. На третьем этапе, когда будет накоплено достаточно сил, в том числе на международной арене, Китай перейдет в контрнаступление и выгонит японцев из страны. Здесь снова решающую роль будут играть регулярные войска.

Война является продолжением политики. Она имеет свою специфику, но решает те же задачи, что и политика, когда решить их только политическими средствами уже невозможно. Поэтому на первое место Мао ставил политическую мобилизацию масс на борьбу против Японии. «Прежде всего нужно рассказать армии и народу о политической цели войны. Нужно, чтобы каждый солдат, каждый гражданин понимал, для чего нужно воевать, какое отношение имеет война к нему лично. Политической целью войны против японских захватчиков является изгнание японских империалистов и построение свободного, равноправного нового Китая. Нужно рассказать об этой цели всей армии и всему народу. Только при этом условии можно вызвать у них страстное стремление к борьбе против японских захватчиков, и тогда сотни миллионов, как один человек, принесут все на алтарь этой войны».

Мао утверждал, что техника сама по себе не решит исхода войны. «Обновление армии невозможно без ее модернизации, без повышения ее технической оснащенности […] При использовании же войск нужно осуществлять передовую, гибкую стратегию и тактику, без чего тоже невозможно одержать победу. Однако основа армии — это солдат. Не прививая войскам прогрессивного политического духа, не ведя для этой цели прогрессивной политической работы, невозможно достигнуть подлинного единения офицеров и солдат, невозможно возбудить в них величайший энтузиазм в борьбе против японских захватчиков, а следовательно, невозможно подвести под всю нашу технику и тактику такую базу, на которой наилучшим образом проявится присущая им эффективность. Когда мы утверждаем, что, несмотря на техническое превосходство японской армии, она все же в конечном счете обязательно потерпит поражение, мы имеем в виду, помимо урона, который мы причиняем противнику своими действиями на уничтожение и на истощение, еще и то обстоятельство, что боевой дух вражеской армии в конце концов под нашими ударами поколеблется и что оружие этой армии находится в ненадежных руках».

В докладе «Война и вопросы стратегии»10Мао Цзэдун, «Война и вопросы стратегии»; http://library.maoism.ru/problems_of_warNstrategy.htm Мао завершил в основном разработку своей теории затяжной народной войны, сделав таким образом вклад в развитие марксизма. И Маркс, и Ленин учили, что революция невозможна без захвата власти пролетариатом насильственным путем11«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя», — сказано в «Коммунистическом манифесте» https://www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htm#ch4

«Если государство есть продукт непримиримости классовых противоречий, если оно есть сила, стоящая над обществом и «все более и более отчуждающая себя от общества», то явно, что освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан и в котором это «отчуждение» воплощено», — писал Ленин в «Государстве и революции» http://www.magister.msk.ru/library/lenin/lenin007.htm

«Можно ли проделать такую коренную перестройку старых, буржуазных порядков без насильственной революции, без диктатуры пролетариата? Ясно, что нельзя. Думать, что такую революцию можно проделать мирно, в рамках буржуазной демократии, приспособленной к господству буржуазии, – значит либо сойти с ума и растерять нормальные человеческие понятия, либо отречься грубо и открыто от пролетарской революции», — писал И.В. Сталин в статье «К вопросам ленинизма» http://grachev62.narod.ru/stalin/t8/t8_03.htm

Вновь этот вопрос был поднят после 1956 г., когда вставшая на путь ревизионизма КПСС заявила о возможности мирного перехода от капитализма к социализму. На это тогда был дан марксистско-ленинский ответ:

«Пролетарская партия должна подходить к вопросу о переходе от капитализма к социализму с точки зрения классовой борьбы, с точки зрения революции, руководствуясь марксистско-ленинским учением о пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Коммунисты всегда предпочитают совершить переход к социализму мирным путем. Но можно ли возводить мирный переход в новый принцип мировой стратегии международного коммунистического движения? Нет, ни в коем случае. Марксизм-ленинизм всегда учит, что коренной вопрос всякой революции есть вопрос о власти в государстве. В Декларации 1957 года и в Заявлении 1960 года со всей ясностью указывается: «Ленинизм учит и исторический опыт подтверждает, что господствующие классы добровольно власти не уступают». Любое старое правительство никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят». Такова общая закономерность классовой борьбы. В определенных исторических условиях К. Маркс и В.И. Ленин выдвигали вопрос о возможности мирного развития революции. Однако возможность мирного развития революции — это, как говорил В. И. Ленин, «чрезвычайно редко встречающаяся в истории революций возможность». Факты говорят, что до сих пор в мировой истории еще не было прецедента мирного перехода от капитализма к социализму. […] Пролетарская партия ни в коем случае не должна строить свои идейные установки, революционный курс и всю работу на предположении, что империалисты и реакционеры пойдут на мирные преобразования. Пролетарская партия должна готовиться к двум возможностям: наряду с подготовкой к мирному развитию революции она должна быть полностью готова и к немирному развитию ее. Пролетарская партия должна сосредоточивать свое главное внимание на кропотливом накапливании революционных сил, чтобы быть готовой завоевать победу в революции, когда созреют условия, или же дать мощный отпор в случае внезапного нападения и вооруженного наступления империалистов и реакционеров. Если не готовиться к этому, то можно парализовать революционную волю пролетариата, идейно разоружить самих себя, утратить инициативу вследствие полной неподготовленности в политическом и организационном отношении и даже погубить революционное дело пролетариата» http://library.maoism.ru/Great_Polemic/letter_1963-06-14.html
. Это базовое положение марксизма. Однако, формы борьбы пролетариата в разных странах различны.

«В капиталистических государствах, если не говорить о тех периодах, когда там существует фашизм и идут войны, условия таковы: внутри страны феодализма уже нет, а существует буржуазно-демократический строй; во внешних отношениях эти страны не испытывают национального гнета, а, наоборот, сами угнетают другие нации. В соответствии с этими условиями задача пролетарских партий в капиталистических государствах состоит в том, чтобы путем длительной легальной борьбы воспитывать рабочих, накапливать силы и готовиться к окончательному свержению капитализма. Там имеют место длительная легальная борьба, использование парламентской трибуны, экономические и политические стачки, организация профсоюзов и воспитательная работа среди рабочих. Формы организации там – легальные, формы борьбы – бескровные (не военные). В вопросах войны политика коммунистической партии такой страны заключается в том, чтобы бороться против участия своей страны в империалистических войнах; в случае же возникновения такой войны партия в своей политике стремится к поражению реакционного правительства своей страны. Такой партии нужна только готовящаяся гражданская война. Однако до того момента, пока буржуазия не окажется совершенно несостоятельной, пока большинство пролетариата не проникнется решимостью начать вооруженное восстание и вести гражданскую войну, пока массы крестьянства не станут добровольно помогать пролетариату, вооруженного восстания и гражданской войны начинать нельзя. Когда же восстание и война начинаются, то в первую очередь захватываются города, а затем уже ведется наступление на деревню, а не наоборот. Так действовали коммунистические партии капиталистических стран; это же подтверждено и опытом Октябрьской революции в России».

В Китае, стране отсталой, зависимой,  еще не завершена буржуазно-демократическая революция и нет условий для легальной деятельности. «Особенность Китая состоит в том, что он не является независимым демократическим государством, а представляет собой полуколониальное, полуфеодальное государство, в котором нет демократического строя, а существует феодальный гнет и которое во внешних отношениях не обладает национальной независимостью, а испытывает гнет империализма. Поэтому в Китае нет парламента, который можно было бы использовать, рабочие не имеют установленного законом права на организацию и на проведение стачек. Задача коммунистической партии здесь в основном заключается не в том, чтобы через длительную легальную борьбу идти к восстанию и войне, и не в том, чтобы занимать сначала города, потом деревни. Она должна действовать в другом порядке».

Коммунистическая партия Китая поэтому была вынуждена вести гражданскую и национально-освободительную войну, и для нее «главной формой борьбы является война, а главной формой организации — армия». Все остальные формы деятельности партии, массовое движение должны быть подчинены этой цели, потому что «опыт показывает, что проблемы, стоящие в Китае, не могут быть решены без вооруженной борьбы».

«Трудовому народу, который в течение тысячелетий был жертвой обмана и запугивания со стороны реакционных правящих классов, нелегко подняться до понимания того, как важно ему иметь в своих руках винтовку. Гнет японского империализма и всенародная война против японских захватчиков выдвинули трудовой народ на арену войны, и коммунисты должны с полным сознанием своей ответственности стать руководителями этой войны. Каждый коммунист должен усвоить ту истину, что «винтовка рождает власть». Наш принцип — партия командует винтовкой; совершенно недопустимо, чтобы винтовка командовала партией. Но в то же время, располагая винтовкой, можно действительно создавать партийные организации, и 8-я армия создала на севере Китая мощную партийную организацию. Можно также создавать кадры, создавать школы, создавать культуру, создавать массовое движение. Все, что имеется в Яньани, создано с помощью винтовки; с помощью винтовки добывается все. С точки зрения марксистского учения о государстве армия является важнейшей составной частью аппарата государственной власти. Кто хочет захватить государственную власть и удержать ее, тот должен иметь мощную армию. Кое-кто над нами иронизирует, называя нас сторонниками «теории всемогущества войны». Да, мы сторонники теории всемогущества революционной войны. Это не плохо, это хорошо, это по-марксистски. При помощи винтовок русские коммунисты завоевали советскую социалистическую власть; мы хотим создать демократическую республику. Опыт классовой борьбы в эпоху империализма показывает, что рабочий класс и трудящиеся массы могут победить вооруженную буржуазию и помещиков только с помощью винтовки; в этом смысле можно сказать, что перестроить мир можно только с помощью винтовки. Мы — за уничтожение войны, нам война не нужна, но уничтожить войну можно только через войну. Если хочешь, чтобы винтовок не было, — берись за винтовку».

Итак, война необходима. Но какая именно? «Для того чтобы иметь возможность вести партизанскую войну, достаточно одного условия — чтобы страна обладала обширной территорией, а потому партизанские войны велись и в древности. Однако упорное ведение партизанской войны возможно лишь под руководством коммунистической партии. Поэтому партизанские войны древности всегда заканчивались поражением. Победоносная же партизанская война возможна только в современном крупном государстве, где существует коммунистическая партия, например в таких государствах, как СССР эпохи гражданской войны или Китай. В войне против японских захватчиков — с точки зрения условий данного момента и общих условий — необходимо и целесообразно такое разделение труда между гоминданом и коммунистической партией в деле ведения войны, при котором гоминдан взял бы на себя ведение войны силами регулярной армии на фронте, а коммунистическая партия — партизанские действия в тылу врага; это необходимо для обеих сторон, это и есть координация действий и взаимная помощь».

Однако партизанской войной нельзя ограничиваться. Мао выступал за сочетание партизанской войны с действиями регулярной армии. «В длительной борьбе партизанские отряды и партизанская война не должны застывать в своем первоначальном виде. Они должны развиваться, переходя на высшую ступень, постепенно превращаться в регулярную армию и в «регулярную» войну. Это тоже не подлежит никакому сомнению. В ходе партизанской войны мы накопим такие силы, которые превратят нас в один из решающих факторов разгрома японского империализма».

Такова в самом общем виде теория затяжной народной войны, разработанная Мао. ЦК КПК в 1945 г. в своем «Решении по некоторым вопросам истории нашей партии»12ЦК КПК, «Решение по некоторым вопросам истории нашей партии»; http://library.maoism.ru/history.htm#ch5-b суммировал ее следующим образом:

«Военная линия товарища Мао Цзэдуна исходит из двух основных положений: во-первых, наша армия является и может быть только такой армией, которая следует идейному руководству пролетариата и служит орудием борьбы народа, орудием создания опорных баз революции; во-вторых, наша война является и может быть только такой войной, в которой необходимо, признавая наличие таких условий, как мощь врага и наша слабость, многочисленность войск врага и малочисленность наших войск, полностью использовать слабые стороны врага и наши преимущества, полностью опираться на силы народных масс и тем самым обеспечить возможность нашего существования, успехов и роста.

«Исходя из первого положения, Красная армия (ныне 8-я армия, Новая 4-я армия и другие народные войска) должна беззаветно бороться за линию, программу и политику партии, иначе говоря, за интересы всего народа, должна бороться против всяческих несовместимых с ними милитаристских тенденций. Это означает, что Красная армия должна бороться против психологии военщины, носители которой считают, что военное дело не должно подчиняться политике или даже что военные должны командовать политикой, а также против настроений разбойной вольницы; Красная армия должна одновременно выполнять триединую задачу: воевать, вести работу в массах и изыскивать средства (а теперь — участвовать в производстве). Вести работу в массах — это значит стать пропагандистом и организатором партии и народной власти, то есть на местах помогать народным массам в разделе земли (теперь — в снижении арендной платы и ссудного процента), в создании вооруженных отрядов, в создании органов власти и даже в создании партийных организаций. Поэтому Красная армия в своих отношениях с органами власти и с народом должна строго требовать от своих людей уважения к органам народной власти и к массовым народным организациям, должна укреплять их авторитет, должна строго соблюдать «Три заповеди дисциплины» и «Памятку из восьми пунктов». В самой армии нужно создавать правильные взаимоотношения между командирами и бойцами, наладить определенный демократический уклад жизни и сознательную, построенную на авторитете старшего воинскую дисциплину. В работе среди войск врага необходимо проводить правильную политику разложения вражеской армии и завоевания на свою сторону пленных.

«Исходя из второго положения, Красная армия должна признать, что в период революционной аграрной войны партизанская война и носящие партизанский характер маневренные действия регулярных частей являются главной формой ведения военных действий, признать, что победить численно во много раз превосходящего противника можно только в народной войне, в которой существует взаимодействие между соединениями основных сил армии и местными воинскими формированиями, между регулярными войсками и партизанами, между армией и народом, между вооруженными и невооруженными массами. Поэтому Красная армия должна бороться против установки на стратегию скоротечной войны и на затяжные операции оперативного масштаба, должна твердо придерживаться установки на стратегию затяжной войны, на стремительные действия оперативного масштаба, а в тактике бороться против установки на то, чтобы в операциях и боях малыми силами побеждать большие, и отстаивать установку на то, чтобы большими силами побеждать малые. Поэтому Красная армия должна была придерживаться таких стратегических и тактических принципов, как: «рассредоточивать войска, чтобы поднимать массы, и сосредоточивать войска, чтобы расправляться с противником», «враг наступает — мы отступаем, враг остановился — мы тревожим, враг утомился — мы бьем, враг отступает — мы преследуем», «при создании стабильных отторгнутых районов применять тактику волнообразного продвижения; в случае преследования сильным противником кружить, не уходя далеко от базы», «заманивать противника в глубь территории», «сосредоточивать превосходящие силы, выбирать слабые места врага; действуя наверняка, в ходе маневренных операций уничтожать часть или большую часть противника, бить врагов поодиночке» и т.д.»

За прошедшие с тех пор десятилетия был накоплен большой опыт народных войн в других странах, таких как Перу, Индия, Непал, Филиппины и др. Этот опыт еще требует осторожного и тщательного осмысления. Некоторые маоисты в развитых странах забегают вперед, разработав теорию «универсальности народной войны»13PCR-RCP, “In Defence of Protracted People’s War”; http://www.pcr-rcp.ca/en/archives/1499, считая, что она применима даже в развитых странах. Другие, напротив, предлагают отказаться от народной войны вообще, как якобы уже не применимой в современных условиях14“Biplav Faction Has Deviated From the Revolutionary Spirit of MLM”; http://thenextfront.com/?p=6420. Оба таких крайних взгляда, несомненно, ошибочны и представляют две одинаково вредные и хорошо известные из истории комдвижения разновидности ревизионизма: левый авантюризм и правый оппортунизм. Как подчеркивал ЦК КПК в ходе полемики с предателями революции — советскими хрущевско-брежневскими ревизионистами,

«Чтобы руководить пролетариатом и другими трудящимися в проведении революции, марксистско-ленинская партия должна уметь овладевать всеми формами борьбы и уметь в соответствии с изменениями в обстановке этой борьбы быстро сменять одну форму борьбы другой. Авангард пролетариата будет непобедимым при любых обстоятельствах лишь тогда, когда он овладеет всеми формами борьбы — мирной и вооруженной, открытой и тайной, легальной и нелегальной, парламентской и массовой и т.д. Было бы ошибочным отказываться от использования парламентской и других форм легальной борьбы, когда следует и можно использовать их. Однако если впадать в парламентский кретинизм и легализм и ограничивать борьбу рамками дозволенного буржуазией, то это неизбежно приведет к отказу от пролетарской революции и диктатуры пролетариата»15ЦК КПК, «Предложение о генеральной линии международного коммунистического движения»; http://library.maoism.ru/Great_Polemic/letter_1963-06-14.html.

Подведем итоги: затяжная народная война является одной из форм классовой борьбы пролетариата, применимой в конкретных условиях полуколониальных и полуфеодальных стран. Теория народной войны была специально разработана под эти конкретные условия (поэтому механически перенести ее в другие условия невозможно). Народная война является не самоцелью, а средством осуществления новодемократической революции, основной движущей силой которой является крестьянство под руководством пролетариата и его авангарда – коммунистической партии.

Примечания

  • 1
    Мао Цзэдун, «Доклад об обследовании крестьянского движения в провинции Хунань»; http://library.maoism.ru/report_on_Hunan.htm
  • 2
    В.И. Ленин, «Марксизм и восстание»; http://www.magister.msk.ru/library/lenin/lenin005.htm
  • 3
    Мао Цзэдун, «О новой демократии»; http://library.maoism.ru/On_New_Democracy.htm
  • 4
    Разумеется, учение о ЗНВ было сформулировано в конкретных исторических условиях Китая 1920-1940-х гг. Говорить о его универсальности на все времена – значит противоречить марксизму.
  • 5
    Мао Цзэдун, «Почему в Китае может существовать красная власть?»; http://library.maoism.ru/why_red.htm
  • 6
    Директива Главного командования Народно-освободительной армии Китая в связи с повторным опубликованием трех основных правил дисциплины и памятки из восьми пунктов; http://library.maoism.ru/threeNten.htm
  • 7
    Мао Цзэдун, «Стратегические вопросы революционной войны в Китае»; http://library.maoism.ru/strategy.htm
  • 8
    Мао Цзэдун, «Вопросы стратегии партизанской войны против японских захватчиков»; http://library.maoism.ru/problems_of_strategy.htm
  • 9
    Мао Цзэдун, «О затяжной войне», http://library.maoism.ru/on_protracted_war.htm
  • 10
    Мао Цзэдун, «Война и вопросы стратегии»; http://library.maoism.ru/problems_of_warNstrategy.htm
  • 11
    «Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя», — сказано в «Коммунистическом манифесте» https://www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htm#ch4

    «Если государство есть продукт непримиримости классовых противоречий, если оно есть сила, стоящая над обществом и «все более и более отчуждающая себя от общества», то явно, что освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан и в котором это «отчуждение» воплощено», — писал Ленин в «Государстве и революции» http://www.magister.msk.ru/library/lenin/lenin007.htm

    «Можно ли проделать такую коренную перестройку старых, буржуазных порядков без насильственной революции, без диктатуры пролетариата? Ясно, что нельзя. Думать, что такую революцию можно проделать мирно, в рамках буржуазной демократии, приспособленной к господству буржуазии, – значит либо сойти с ума и растерять нормальные человеческие понятия, либо отречься грубо и открыто от пролетарской революции», — писал И.В. Сталин в статье «К вопросам ленинизма» http://grachev62.narod.ru/stalin/t8/t8_03.htm

    Вновь этот вопрос был поднят после 1956 г., когда вставшая на путь ревизионизма КПСС заявила о возможности мирного перехода от капитализма к социализму. На это тогда был дан марксистско-ленинский ответ:

    «Пролетарская партия должна подходить к вопросу о переходе от капитализма к социализму с точки зрения классовой борьбы, с точки зрения революции, руководствуясь марксистско-ленинским учением о пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Коммунисты всегда предпочитают совершить переход к социализму мирным путем. Но можно ли возводить мирный переход в новый принцип мировой стратегии международного коммунистического движения? Нет, ни в коем случае. Марксизм-ленинизм всегда учит, что коренной вопрос всякой революции есть вопрос о власти в государстве. В Декларации 1957 года и в Заявлении 1960 года со всей ясностью указывается: «Ленинизм учит и исторический опыт подтверждает, что господствующие классы добровольно власти не уступают». Любое старое правительство никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят». Такова общая закономерность классовой борьбы. В определенных исторических условиях К. Маркс и В.И. Ленин выдвигали вопрос о возможности мирного развития революции. Однако возможность мирного развития революции — это, как говорил В. И. Ленин, «чрезвычайно редко встречающаяся в истории революций возможность». Факты говорят, что до сих пор в мировой истории еще не было прецедента мирного перехода от капитализма к социализму. […] Пролетарская партия ни в коем случае не должна строить свои идейные установки, революционный курс и всю работу на предположении, что империалисты и реакционеры пойдут на мирные преобразования. Пролетарская партия должна готовиться к двум возможностям: наряду с подготовкой к мирному развитию революции она должна быть полностью готова и к немирному развитию ее. Пролетарская партия должна сосредоточивать свое главное внимание на кропотливом накапливании революционных сил, чтобы быть готовой завоевать победу в революции, когда созреют условия, или же дать мощный отпор в случае внезапного нападения и вооруженного наступления империалистов и реакционеров. Если не готовиться к этому, то можно парализовать революционную волю пролетариата, идейно разоружить самих себя, утратить инициативу вследствие полной неподготовленности в политическом и организационном отношении и даже погубить революционное дело пролетариата» http://library.maoism.ru/Great_Polemic/letter_1963-06-14.html
  • 12
    ЦК КПК, «Решение по некоторым вопросам истории нашей партии»; http://library.maoism.ru/history.htm#ch5-b
  • 13
    PCR-RCP, “In Defence of Protracted People’s War”; http://www.pcr-rcp.ca/en/archives/1499
  • 14
    “Biplav Faction Has Deviated From the Revolutionary Spirit of MLM”; http://thenextfront.com/?p=6420
  • 15
    ЦК КПК, «Предложение о генеральной линии международного коммунистического движения»; http://library.maoism.ru/Great_Polemic/letter_1963-06-14.html