Пять причин, почему в Китае не социализм

Впервые опубликовано 5 октября 2020 г. в газете Liberation, переведено с английского языка РМП | Российская маоистская партия 7 июня 2021 г.

Вплоть до сегодняшнего дня и, вероятно, в ближайшие десятилетия Китай будет сохранять систему «развитого социализма с китайскими характеристиками». Хотя даже обычных туристов в Китае впечатляет прежде всего стремительный поворот его к капитализму.

Эта великая страна, основанная как народная республика при Мао Цзэдуне 70 лет назад, была ярким символом для революционеров во всем мире и пролетариата, в том числе на Филиппинах. Китай вдохновил миллионы людей, когда он превратился из отсталой полуфеодальной, полуколониальной страны в прогрессивную и социалистическую страну.

Но сразу же после ухода Мао ревизионизм сделал свое черное дело; систематически разрушил социализм и восстановил капитализм. Теперь Китай — быстрорастущая империалистическая держава, бросающая вызов когда-то единственной империалистической сверхдержаве, Соединенным Штатам (они стали единственной после распада Советского Союза в конце 1980-х годов).

Что стало тогда с социализмом? В Китае он остался только «на словах, а не на деле». Китайское «коммунистическое» руководство стало мастером двуличия, прячась за социалистическими лозунгами, нагло сотрудничая и вступая в сговор с капиталистическими державами, создавая свою собственную разновидность монополистического капитализма.

Первое, что ревизионисты сделали через несколько лет после смерти Мао, — это всесторонне осудили Великую пролетарскую культурную революцию (ВПКР). До сих пор только в немногих публикациях, особенно на задающем общекультурные тренды «Западе», пишут о ВПКР непредвзято, без потока оскорблений в адрес нее.

Если бы не двуличие нового китайского руководства и его расправа с настоящими коммунистами, народы мира увидели бы, как теория Мао о продолжении революции (воплощенная в ВПКР) позволила бы сделать рывок в модернизации и развитии не только Китая, но, возможно, и всего остального мира, в соответствии с исторически беспрецедентными социалистическими тенденциями развития.

ВПКР была попыткой китайских коммунистов обеспечить фактическую (а не номинальную) власть пролетариата и народа; когда они фактически владеют, управляют и справедливо участвуют в производстве и богатстве страны. ВПКР была разработан как национальная система противодействия ревизионизму, против возвращения в различных формах паразитической эксплуатации одним социальным классом другого класса — будь то на «Западе» капиталисты или в [современном] Китае партийные чиновники и бюрократы с их родственниками.

Продолжающаяся атака на ВПКР и правление двуличного китайского руководства одновременно представляют собой как монументальную возможность, так и трагедию борьбы мирового пролетариата. Возможность, потому что благодаря социалистическим начинаниям Китая он смог продвинуться вперед за столь короткое время. Трагедию, потому что ее продвижение было прервано слишком рано, даже несмотря на то, что Мао ранее подчеркивал, что революция будет продолжаться.

Мы все видим и страдаем от паразитического и фатального курса империализма. Насколько более обнадеживающим и славным было бы наше завтра, если бы наша революционная борьба продолжалась и по-настоящему коммунистическая партия и социалистический Китай продолжали стоять на ногах. В настоящее время мы обязаны исправить историческую несправедливость по отношению к ВПКР, упорно продолжая революционную борьбу за освобождение от капиталистической эксплуатации.

Многие понимают, что капитализм и империализм широко распространены и легко обнаруживаются. Но империализм как «социализм с китайской спецификой»? Народы мира знают или слышали о той грязи, которая говорится и пишется против коммунизма. Давайте не будем прибавлять к ней новые глупости, называя сегодняшний Китай «коммунистическим».

Для любого читателя, который, возможно, запутался в переходе Китая к капитализму или был сбит с толку, вот несколько основных характеристик коммунизма. Сравните эти черты с реальным положением в сегодняшнем Китае, и мы ясно увидим, что китайское руководство лжет сквозь зубы о том, что оно коммунистическое:

  1. В основе социализма лежит общественная собственность на средства производства.

[При социализме], большая часть земли и стратегических предприятий были объявлены государственной собственностью, находящейся в ведении государства или народных коммун. Но ревизионисты добились серьезных перемен. Они ликвидировали коллективную собственность на землю вместе с коллективным земледелием и управлением. Они разделили и выхолостили коммуны и передали их прежние владения в частную собственность отдельных семей. Ревизионистское государство закрыло или распродало многие государственные предприятия. Приватизация, либерализация, дерегулирование — все неолиберальные мантры — укоренились в сельском хозяйстве и промышленности Китая.

2. Лидерство рабочего класса имеет первостепенное значение в социалистическом обществе.

Тем не менее Коммунистическая партия Китая, возглавляющая государство, превратилась в партию, возглавляемую буржуазией. Задолго до того, как они позволили капиталистам — новоиспеченным миллиардерам — стать членами партии, партийные кадры сами стали бюрократическими капиталистами. Они разворовывают государственные фонды, пользуются привилегиями и распределяют их, занимаются преступностью и коррупцией. Членство в партии стало продаваться направо и налево за огромные деньги, особенно среди бюрократических «принцев» [потомков основателей КПК]и миллиардеров. Эти бюрократы процветают в условиях монополистического капитализма.

3. Государственные услуги и социальная политика служат всему обществу.

В социалистическом обществе у них есть приоритет. Тем не менее, под руководством ревизионистов были наложены серьезные ограничения на заработную плату, еду, образование, здравоохранение, жилье и т.д. Миграция в города резко возросла, поскольку безземельные, обездоленные и безработные мигранты из обширной сельской местности Китая собираются в городах в поисках работы. Производительность труда была поставлена на первое место, вместо социальных гарантий и гарантированной занятости. Даже «право на забастовку» было исключено из конституции.

4. В культуре господствуют социалистические и революционные ценности.

Но воспоминания о социалистической революции в Китае, а также в других странах, решительно вытравлены. Усиливаются попытки пересмотреть и исказить марксизм-ленинизм-маоизм. Дух революционной солидарности и сотрудничества, который ранее царил, был уничтожен.

5. Моральный императив социализма — прийти на помощь бедным и угнетенным нациям и народам в их стремлении к национальному и социальному освобождению.

Но это не тот дух, с которым Китай сегодня экспортирует капитал, предоставляет помощь или ссужает другие страны. Забыв о международной солидарности, Китай стал одним из крупнейших кредиторов мира и использует свою мощь для накопления прибыли, а также для влияния и вмешательства во внутренние дела других стран ради своих империалистических целей. Он все больше становится крупной военной державой для защиты и продвижения своих империалистических интересов. Он расширяет свое влияние и доминирование во многих частях мира, все более и более агрессивно конкурируя с другими крупными державами за рынки и территории.

Хотя пролетариат в Китае и во всем мире столкнулся с огромной неудачей, факт остается фактом: с научной точки зрения в долгосрочной перспективе «капитализм роет себе могилу». Присущие капиталистической / империалистической системе противоречия порождают периодические кризисы, которых она не может больше пытаться избегать, откладывать или, что еще хуже, преуменьшать, забалтывая их.

Эти кризисы, которые усугубляются скаждым следующим из них, естественно, порождают сопротивление. Несмотря на репрессии и цензуру со стороны властей Китая — сторонников капиталистического пути, массы продолжают сопротивляться как в сельской местности, так и в городах. Неизменная вера Мао в массы в конечном итоге возобладает и переломит ситуацию в пользу социализма.

#долойсовременныйревизионизм