Ревизионистские монументы

Максим Лисицын

В каждом городе, в каждом селе, практически в каждой деревне за последние шестьдесят лет появилось огромное количество всевозможных монументов и мемориалов, памятников и обелисков, посвященных Великой Отечественной войне. И если окинуть их всех одним широким взглядом, поставить в один ряд, то можно, несмотря на некоторую расхожесть в форме, увидеть глубоко родственное и брежневской России, и современной России – единое содержание, проникнутое одновременно духом сопротивления революции и чувством любви к абстрактному и сильному государству-родине.

О «шедеврах» XXI века, предназначенных сохранять историческую память, мы говорить даже не будем. Читателю и без нас все понятно. Гораздо интереснее взглянуть более внимательно на памятные доски и стелы 60-80-ых годов.

Не приходили ли вы к мысли, что им совершенно не хватает революционного пафоса и социалистического идеала, иными словами, той пролетарской закалки, которая воплощена на монументах героям Гражданской войны и первых пятилеток, того пролетарского образа мышления, который ярко проявляется в скульптурах, воспевающих труд рабочих и крестьян первых десятилетий страны Советов?

Вы когда-нибудь думали о том из-за чего монументы освободительной войны социалистического государства, полной подвигов и героизма миллионов трудящихся, сотен тысяч коммунистов не вызывают в нас таких же горячих и ярких чувств, которые вызывают у нас памятники, созданные в честь Щорса и Чапаева, ГОЭЛРО и Днепрогэса?

Вдумайтесь! Обелиск, посвященный Великой Отечественной войне, поднимает очень важную тему – он говорит о «великом подвиге народа», о «защите Родины». Но вчитайтесь в эти слова внимательно. Это же уже совсем не то по сравнению с «героическими восстанием рабочих против самодержавия» и «разгромом белых банд партизанами-коммунистами». Есть здесь какое-то выхолащивание. Так и хочется провести революционизирование позднесоветских мемориалов. Написать не о «великом подвиге народа», а о «великом подвиге революционного рабочего класса, одолевшего немецких империалистических захватчиков», не о «защите Родины», а о «победе народа, отстоящего социалистическую и свободную Республику». Трудно не согласиться, что теперь надписи производят совершенно иное впечатление.

Но почему это не было сделано изначально? Все очень просто. В России мемориальным прославлением всемирной победы социализма, великого подвига трудового народа, возглавляемого Всесоюзной Коммунистической партией (большевиков) и товарищем Сталиным занялись уже после реставрации государственно-монополистического капитализма в ходе государственного переворота, осуществленного на XX съезде КПСС, когда ни от социализма, ни от ВКП(б), ни от Сталина в Российской «Советской» «Федеративной» «Социалистической» Республике уже ничего не осталось. Естественно, что новому правящему классу никакой революционный марксизм на этих мемориалах уже совершенно не был нужен.

Он им только мешал и лишний раз напоминал о продолжающихся революциях в Албании и Китае, оставшихся верным делу марксизма-ленинизма. С любой памятью о социализме нужно было покончить. Вот так и стали возникать после XX годовщины Победы огромное количество памятников, которые всем своим содержанием стали говорить об абстрактном подвиге народа, защитившего абстрактное сильное государство.

Патриотизм, Этатизм, Народность – вот девиз той эпохи.  Все события эпохи социализма (1917-1956) должны были извратиться и подчиниться этой парадигме, или исчезнуть из истории. Великую Отечественную войну, породившую огромное количество жертв, выкидывать было нельзя. Народ бы не понял и не простил. Ее пришлось переквалифицировать из войны за социализм в войну за мощное государство. Из нее пришлось выкинуть ВКП(б) и вставить вместо нее «К»ПСС, из нее пришлось выкинуть Сталина и заменить его Державой (коллективной бюрократической буржуазией). Бытие всегда определяет сознание настоящего и стремится переписать сознание прошлого.

Вот из-за чего все эти позднесоветские военные монументы дышат чем-то вредным, чем-то депрессивным, чем-то глубоко почвенническим и антиреволюционным. В этом они совершенно не отличаются ничем от монументов современной России, которые просто пошли еще дальше по пути разложения художественной формы. Брежневизм перешел в необрежневизм. Победу российского социализма над нацистской Германией превратили в победу российского национализма над нацистской Германией. И практически все памятники и брежневской, и нашей эпохи говорят именно об этой, второй победе, которую сейчас очень хотят повторить. Повторить не реальную победу мирового социализма, а националистический симулякр этой победы.

Именно поэтому у нас и возникает это жгучее желание революционизировать памятники, посвященные Великой Отечественной войне, ибо сейчас все эти тысячи монументов 1960-70-80-ых, 2000-10-20-ых годов несут в народ совершенно чуждые и очень вредные идеи.

Наступит день и так будет сделано!