Скандал в РОСБИОТЕХе

В отраслевых университетах в РФ — проблема на проблеме, скандал на скандале. Впрочем, ничего необычного. Какая сейчас в РФ промышленность? Да, честно говоря, слабая, и это мягко сказано — целые отрасли лежат в руинах. Недалеко ушли и университеты.

Мы, граждане, поговорим про один такой вуз ‒ про РОСБИОТЕХ (у него в Москве два адреса ‒ Волоколамское шоссе, д. 11 и ул. Талалихина, д. 33), который ранее назывался Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП). Это, подчеркиваем, было раньше. По официальной информации, с 2022 г. РОСБИОТЕХ относится к научному центру в Пущино. Тут нас спросят: «Ну, и что? Ну, относится? Что тут такого?». А то, скажем мы, что подобное было обусловлено — экономией расходов. То есть снова перед нами вылезают ослиные уши «оптимизации».

Вообще, обстановка в РОСБИОТЕХЕ прямо-таки замечательная. Со всех точек зрения. Во-первых, ВУЗ постоянно сотрясают скандалы. Последний случился осенью 2022 г., когда ректор Михаил Балыхин был обвинен в крупном мошенничестве и взят под стражу.

В настоящее время он выпущен под домашний арест. По слухам, потому что выплатил причиненный ущерб. До него в 2000‒2010-е гг. на посту ректора этого вуза отметился Дмитрий Еделев, разваливший все, что можно. За время правления Еделева в качестве ректора МГУПП была полностью разрушена материально-техническая база этого вуза, а также присоединенного к нему Московского государственного университета прикладной биотехнологии, были уволены ведущие ученые и преподаватели, закрыты научные центры и лаборатории, дорогостоящее оборудование бесследно исчезло. В 2012‒2015 гг. против него велось судебное преследование. Как мы видим, господа-ректоры рассматривали данный вуз просто как кормушку. Коммерциализация образования, она такая.

К сожалению, ничего существенно не изменилось в лучшую сторону и в данное время. РОСБИОТЕХ пребывает в таком же запущенном, полуразрушенном виде. Давайте посмотрим, что пишет инициативная группа студентов РОСБИОТЕХА о непорядках в вузе. Список огромный, тут нечего сказать. Начнем с бытовых проблем:

1) Отсутствуют средства гигиены в уборных (мыло, туалетная бумага, антисептик) ‒ в основном на площадке Талалихина; 2) Отсутствует зона отдыха и инвентарь для этого (кресла, лавочки и т. д.) на Талалихина; 3) Не соблюдается питьевой режим, отсутствуют кулеры с питьевой водой. Большую часть времени отсутствуют в фойе, появляются изредка, только во время проверок. Кулеры имеются в кабинетах администрации на Соколе и в малопосещаемых местах на Соколе. Характерно для всех корпусов; 4) Проблемы с отоплением помещений. В холодный сезон в кабинетах холодно. Характерно для всех корпусов. Где-то ситуация лучше, где-то хуже; 5) Большие очереди в гардеробную ‒ в корпусе на Соколе одна гардеробщица на четыре окна; 6) В кранах не существует подачи горячей воды, имеется только холодная. Характерно для Талалихина; 7) Протекают потолки в период оттепели, снега в корпусе на Талалихина, в некоторых местах на лестничных пролётах; 8) Проблемы с работой лифта. Первый не работает в принципе. Уже годами. Второй лифт может транспортировать людей только с третьего на девятый этаж и наоборот (всего этажей 11). Характерно для Талалихина; 9) Отсутствует медицинский кабинет на Талалихина, на Соколе имеется, но не работает (сотрудников нет); 10) В библиотеке на Соколе очень узкий перечень пособий, некоторые книги в единственном экземпляре и в ужасном состоянии.

И еще. По словам учащихся, на некоторых этажах университета зачастую нет света. Да, именно так. Может, экономия? Или у руководства вуза по традиции нет денег, чтобы лампочки поменять?

Вы поняли, граждане? Здание в запущенном состоянии. Администрации на него наплевать. Впрочем, и на студентов тоже. Медицинские кабинеты? Да зачем они нужны. И без них можно обойтись. Слишком накладно, не правда ли? Зачем ремонтировать здание? Дорого же. Лифт не работает? Ну, и что. И так далее. «Эффективные управленцы», стригущие купоны и не обращающие внимание на те проблемы, которые происходят вокруг них. Как говорят студенты РОСБИОТЕХА, начальство отделено от них китайской стеной. Студенты для начальства как тараканы, букашки. При этом все управление вузом страшно забюрократизировано. Бумаги, отчеты, куча кабинетов и «теплых» должностей.

Но это еще не все. Добавим про проблемы столовой университета. Во-первых, она очень небольшая и на всех места не хватает. «Всех» ‒ имеются в виду студенты, но не начальство. У тех отдельный зал, где места предостаточно. Во-вторых, цены на питание в вузовской столовой постоянно растут. Студентам еда становится не по карману. Стипендии-то никто не собирается повышать. А вот плату за обучение повышали и повышают. На 4 % ‒ для колледжа с 98 тыс. до 101,9 тыс.; для института с 210 тыс. до 218 тыс. И вряд ли это предел.

Еще «лучше» обстоят дела с общежитием вуза. Снова процитируем студентов:

1) Не соблюдаются санитарные нормы, общежития облюбовали насекомые ‒ тараканы, моли, чешуйницы и т.д.; на стенах развиваются плесневые грибы; 2) Окна старые, пропускают холодный воздух внутрь помещения; 3) Ремонт общежития если и осуществляется, то крайне медленно; ремонт комнат оплачивается студентами; 4) Проблемы с водопроводом и канализацией, периодически появляется зловонный канализационный запах; 5) Запрещают пользоваться обогревателями, в случае чего экспроприируют их; 6) С 1-го сентября подорожала стоимость проживания в общежитии почти в два раза; 8) Из общежития на м. Сокол изъяли 4 стиральные машины, всего их было 7 штук, новые, конечно, не поставили.

В общем, живи и радуйся, студент. Поистине райские условия. И, главное, ситуация никак не двигается в сторону исправления этих недостатков. Начальству вуза, похоже, до этого дела нет. Существуйте, как хотите. Ваше дело.

Но, может быть, не начальство, а Студенческий совет РОСБИОТЕХА попытается заставить начальство решать проблемы вуза? Нет, это ‒ наивные надежды. Студенческий совет абсолютно подконтролен вузовскому руководству и выполняет те приказы, которые ему спускают сверху. Еще бы. Стипендия для членов Студсовета является повышенной. Да и заседают там «свои люди» ‒ состав совета набирается путем кооптации. Очень удобная система. Неудобные люди туда не попадут. Естественно, интересы студентов этот орган не защищает вовсе.

Вместо этого «студенческого» совета в конце 2022 г. студентами РОСБИОТЕХА была создана инициативная группа для отстаивания прав учащихся. Группа начала со сбора подписей за воссоздание и открытие медкабинетов в вузе. Была составлена петиция, собрано много подписей. Но начальство все это проигнорировало. Но вот с микроволновками получилось, пусть и частично. Убранные по приказу начальства микроволновки были возвращены на свое место, и студенты снова могли носить в вуз еду с собой, а не покупать ее в столовой втридорога, подкармливая очередную ООО. Правда, начальство обещало поставить больше десятка СВЧ-печей на оба отделения, но это обещание выполнено не было. На инициативную группу начали давить: и начальство, и Студсовет, и в особенности проректор по молодежной политике. Посыпались угрозы. Но микроволновки все же вернули, пусть и не все.

Не так давно инициативная группа попыталась решить проблему с очередями в гардероб университета. Как указывалось выше, в корпусе на м. Сокол существуют каждодневные очереди в гардероб. Причина? Работает только одно окно, в котором сидит старенькая бабушка, которая явно не справляется с потоком учащихся (тем более и домой каждый день она уходит после 17.00; при этом последние пары в университете заканчиваются в 21.00). Члены инициативной группы один день работали гардеробщиками, помогая старушке. Само собой, на общественных началах, безвозмездно. Удалось разгрузить очереди вдвое.

Начальство вуза отнюдь не было обрадовано такой инициативой. Почему? Очень просто. Хорошо только то, что исходит сверху, от руководства. Любая самоорганизация, низовая инициатива ‒ нарушение иерархии и субординации. Члены инициативной группы вновь столкнулись с давлением начальства. «Вы не волонтеры, вы не материально ответственные лица. А вдруг вы что-нибудь украдете?» ‒ указывала вузовская бюрократия. Все это, честно говоря, довольно странно. Особенно в свете того, что в университете и так работают так называемые волонтеры в свое учебное время (!) и, конечно, бесплатно. Волонтеры же. Однако некоторые ехидно отмечают, что «волонтеры» по факту назначаемы сверху. Их «выбирают». На практике студентам угрожали лишением стипендии, если они не проголосуют. Правда, к счастью, это была всего лишь угроза.

Неудивительно, что активным студентам вновь стали указывать на их место, находящееся внизу «университетской иерархии»: они имели прямо-таки замечательный разговор с проректором по молодежной политике, когда он пытался чуть ли не насильно собрать с актива их данные. Зачем? Явно для того, чтобы поставить вопрос об их исключении из университета. А недавно появилась информация, что некие университетские начальники собирали тесное собрание, на котором ставился вопрос об исключении наиболее активных студентов инициативной группы из РОСБИОТЕХА. Да, за медкабинет, микроволновки и попытку решить проблему с гардеробом. Где ты Николай Васильевич Гоголь ‒ живописатель нравов николаевской России (времен Николая I) с ее казенщиной и бюрократией?

Но борьба продолжается. Предстоит еще многое сделать. Ясно одно: сила ‒ в единстве. Только там можно поумерить пыл не в меру ушлых вузовских начальников. Ведь, как говорил Эрнст Тельман, ‒ „Один палец легко сломать, но пять пальцев — это кулак!“.

Информация предоставлена учащимися РОСБИОТЕХА.

Движение «За народную демократию»