«Полуколониальный и полуфеодальный строй вверг народ в глубочайшую нищету». Интервью с товарищем из Индонезии

Дорогой товарищ, мы очень рады познакомиться с товарищем из Индонезии! В России мало знают про эту страну, поэтому начнем с общих вопросов. Какое место занимает Индонезия в современном мире, какой там политический режим и какие основные социальные и экономические проблемы и противоречия?

На различных мировых экономических форумах Индонезию часто называют страной с развивающейся экономикой. Но на самом деле сегодняшняя Индонезия — полуколониальная полуфеодальная страна. Это означает, что буржуазно-демократическая система, внедренная в Индонезии, является такой системой, которая контролируется и управляется помещиками, капиталистами-бюрократами и компрадорской буржуазией при полной поддержке самого империалистического государства (которым в сегодняшнем контексте является правительство Соединенных Штатов).

В городах Индонезии возникли капиталистические отношения, но в сельской местности еще широко распространены феодальные производственные отношения. Феодальная система распалась, но капиталистическая система не может полностью господствовать. В этом виноват империализм. Полуфеодальный строй возник в результате господства империализма в старом феодальном обществе, но империализм не превратил старое феодальное общество в капиталистическую систему. Потому что империализм требует только обильного сырья, дешевого производственного труда и широкого рынка сбыта своей продукции. На смену самодостаточной экономике (патриархальному укладу) пришла экономика, основанная на деньгах. В результате местная ремесленная продукция не может развиваться и уничтожается, потому что ей приходится конкурировать с высокотехнологичной и дешевой продукцией империалистической легкой промышленности, ввозимой при товарно-денежной экономике в обмен на сырье и сельскохозяйственную продукцию.

В сельской местности капитал проявляется как ростовщичество и торговля сельскохозяйственными продуктами или сырьем. В полуфеодальной стране нет базовых отраслей промышленности. Существующие отрасли промышленности ориентированы на экспорт, это сборка, упаковка. В национальном масштабе промышленность очень зависит от импорта передовых производственных технологий и машин. В торговле преобладает компрадорская крупная буржуазия, с концентрацией на экспорте сельскохозяйственной продукции, сырья и промышленных изделий. Аграрный вопрос является основной проблемой нашего общества. Элементы полукрепостнического господствующего класса, а именно помещики и часть богатых крестьян, все еще используют феодальный способ производства в накоплении богатства. Если у них есть избыточный доход, они используют его для владения или контроля над большим количеством земли, потому что их способность вести бизнес вне сельского хозяйства очень мала, хотя некоторые инвестировали в торговый сектор, чтобы стать компрадорской крупной буржуазией.

 В полуфеодальной системе сельского хозяйства есть плантации, управление которыми основано на феодальных производственных отношениях, а некоторых на капиталистических производственных отношениях. Это обусловливает различные виды аренды земли. При капиталистической аренде земли производство всегда вынуждено увеличиваться, чтобы капиталисты могли получать прибыль с работающих батраков. Империализм в Индонезии провел либерализацию рынка земли в 1870 г., которая ввела частную собственность. Однако это еще не меняет структуры феодального строя в Индонезии, поскольку сохраняется монополия помещиков на землю.

Люди собирают мусор в столице Индонезии Джакарте, 2018 г.

Полуколониальный и полуфеодальный строй вверг народ в глубочайшую нищету. По данным Центрального статистического агентства, в 2021 г. количество малоимущих в Индонезии достигло 14,2% или 27,54 миллионов человек. Категория бедных – это люди, чьи расходы на душу населения находятся ниже черты бедности или менее 472 525 индонезийских рупий на душу населения в месяц1Это 1840 руб. на наши деньги! Вот тебе и «статистика». Сколько же там бедных по российским стандартам?. На основе данных Всемирного банка за период с марта по сентябрь 2020 г., официальная статистика сообщает об увеличении уровня бедности в стране с 9,78% до 10,19%, что эквивалентно увеличению числа бедных с 26,42 миллионов человек до 27,55 миллионов человек при общей численности населения 270,2 миллиона человек – потеря трех лет достижений в области сокращения бедности.

Индонезийский рабочий класс — это та часть индонезийского народа, которая больше всего пострадала от империалистического кризиса, особенно кризиса 2020 года. Были приняты различные меры, чтобы спасти империализм и его сообщников от кризиса, который он переживал, вместо того, чтобы помочь рабочему классу. Например, согласно Закону № 11 от 2020 г. о создании рабочих мест и Постановлению правительства № 34-37 от 2021 г., работодатели имеют законное право выплачивать работникам заработную плату по очень минимальному стандарту без четкой определенности трудовых отношений. Говорят, что это поглощает прибавочную рабочую силу (или, если быть более точным, пролетариат), избегая при этом массовых увольнений из-за текущего экономического кризиса. Однако на самом деле в Индонезии продолжают иметь место как увольнения, так и безработица. В Минтруда отметили, что по состоянию на ноябрь 2020 г. 29,12 млн работников пострадали от пандемии и им грозит увольнение. Между тем Баппенас2Национальное агентство развития, учреждение уровня министерства в Индонезии. отметил, что 24 миллиона рабочих потеряли рабочее время из-за COVID-19. Само Центральное статистическое агентство зафиксировало, что количество безработных в феврале 2021 г. достигло 8,75 млн человек. По сравнению с количеством за аналогичный период прошлого года, которое составляло 6,93 миллиона человек, оно выросло на 1,82 миллиона человек. Для увеличения накопления прибыли империализм использует различные методы, в том числе путем минимизации производственных издержек. Это делается за счет необеспечения гарантий благосостояния рабочего класса посредством системы подрядной работы и аутсорсинга, а также отсутствия должного социального обеспечения на местах (плохая гигиена труда, охрана и безопасность).

С той же проблемой сталкиваются индонезийские рабочие-мигранты, которых угнетает стоимость трудоустройства (рост цен). С одной стороны, правительство вообще не гарантирует правовой защиты, поэтому мы часто слышим об индонезийских рабочих-мигрантах, которых преследуют, вплоть до убийства. В последнее время такие случаи произошли в Сингапуре, Малайзии и Саудовской Аравии. Такие же страдания испытали и индонезийские крестьяне. Обменные курсы фермеров (NTP) для подсектора продовольственных культур в последние годы всегда были немного выше 100, а часто ниже 100 индонезийских рупий3NTP это статистический показатель, учитывающий, сколько фермер заплатил за семена, удобрения и т.п., и за сколько продал свою продукцию, т.е. его прибыль.. По данным Sakernas4Национальное обследование рабочей силы. за август 2019 г., заработная плата работников сельскохозяйственного сектора в среднем составляет 2 031 206 индонезийских рупий в месяц5Это 7908 руб., намного ниже, чем заработная плата рабочих в других отраслях. Данные Министерства ATR / BPN (это Министерство аграрного и территориального планирования Республики Индонезия) показывают, что в 2018 г. необработанная площадь рисовых полей в Индонезии составляла всего 7,1 миллиона га, что меньше по сравнению с 2013 г., который все еще составлял 7,75 миллиона га. По данным Центрального статистического агентства, посевная площадь риса в 2020 г. достигла лишь 10,66 млн га или уменьшилась на 0,19 процента по сравнению с 2019 г., который составлял 10,68 млн га или 20,61 тыс. га. Однако дело в том, что это увеличение не способно преодолеть зависимость от импорта продовольствия, вызванную сокращением земельных площадей.

В сфере образования правительство все больше легализует коммерциализацию образования с созданием Программы независимых кампусов. Министерство образования и культуры при создании новых учебных программ, как правило, рекомендует, чтобы кампусы сотрудничали с рынком, особенно с компаниями мирового класса, такими как Royal Dutch Shell, глобальными технологическими компаниями, технологическими стартапами, многосторонними организациями, такими как Всемирный банк, в дополнение к БУМН и БУМД (государственные предприятия и региональные предприятия).

В секторе здравоохранения правительство Индонезии также не смогло справиться с пандемией COVID-19. До января 2021 г. средний коэффициент прослеживаемости-изоляции (RLI) в Индонезии составлял всего 1,48 человека. Количество тестов в середине февраля также упало на 24,76% по сравнению с началом предыдущего месяца. Национальные данные зафиксировали 60 582 умерших человека, у которых был подтвержден положительный результат мазка ПЦР. Данные не включают количество пациентов, умерших с клиническими симптомами инфекции COVID-19.

Темпы экономического роста Индонезии во втором квартале 2021 г. в размере 7,07 % никогда не окажут существенного влияния на средства к существованию индонезийского народа. С другой стороны, уровень инфляции в 3,12 % будет ощущаться населением на фоне всплеска увольнений и экономического спада из-за COVID-19.

Характер народной борьбы сегодня ‒ национально-демократическая борьба. Демократическая, чтобы разрушить политически, экономически и культурно гнет феодализма. Национальная, чтобы уничтожить политически, экономически и культурно эксплуатацию империализма. Эта борьба должна вестись как легально, так и нелегально различных формах. Национально-демократическая борьба основана на единстве интересов рабочего класса, крестьянства и буржуазии (мелкой и средней) в борьбе за свержение феодализма как условия получения свободы как от гнета феодализма, так и от империализма.

Д.Н. Айдит, лидер КП Индонезии в 1951-1965 гг.

Среди российских коммунистов широко известен геноцид 1965 г. в Индонезии. Можно ли сейчас говорить об этом в вашей стране? Что тогда действительно произошло? Какие ошибки совершила КПИ во главе с Айдитом, которых можно было бы избежать?

Да, на каком-то этапе это может обсуждаться (например, с точки зрения прав человека и юридических процессов), но в какой-то степени мы не получим окончательного результата. Конечно, элемент политического конфликта по этому поводу является очень чувствительным вопросом в нашем обществе, особенно в отношении Индонезийской национальной армии. Мы, группа индонезийских марксистов-ленинцев-маоистов, все коллективно согласны с тем, что в этой трагедии виновато Политбюро ЦК КП Индонезии во главе с Айдитом. Что это правда, что Национальные вооруженные силы Индонезии вместе с несколькими фигурами в правительстве в то время осуществляли коррупцию и незаконную приватизацию государственного имущества, конфискованного у колониального правительства. Вместо подготовки конкурирующего правительства и проведения революции и народной войны, товарищ Айдит ликвидировал подпольную организацию Коммунистической партии Индонезии и превратил партийную организацию в группу лоялистов президента Сукарно. Шаги, предпринятые товарищем Айдитом, стали началом разрушения Коммунистической партии Индонезии, за что его критиковали товарищ Судисман и товарищ Реванг.

Судя по зарубежным публикациям, в Индонезии есть сильное рабочее движение. Можете рассказать нам, как развивается это движение, какую роль играют профсоюзы, как участвуют в рабочем движении коммунисты?

Рабочее движение быстро развивалось после реформы 1998 года, особенно когда возникло движение за демократизацию, распространившееся на фабричный уровень. Существование атмосферы свободы печати и свободы ассоциаций, а также нестабильная экономическая ситуация (как на макро-, так и на микроуровне) привели к быстрому росту числа профсоюзов в Индонезии. К сожалению, это не сопровождается качеством самих профсоюзов. Многие профсоюзы Индонезии столкнулись с такими сильными разногласиями, что у них нет достаточной переговорной силы, чтобы противостоять политике правительства и властей. Мы, коммунисты, конечно, активно работаем в профсоюзах, но тайно и нелегально. Мы никогда не объявляем себя коммунистами, всякая дискуссия, которую мы ведем, всегда использует технические данные, потому что она направлена ​​на то, чтобы собрать как можно больше масс людей в различных классовых слоях.

Существуют ли в Индонезии женское, молодежное движения? Как коммунисты работают с интеллигенцией, мелкой буржуазией?

Да, в Индонезии существуют женское и молодежное движения. Поскольку Индонезия ‒ полуколониальная и полуфеодальная страна, нам нужны интеллигенция и мелкая буржуазия для создания базы и помощи в воспитании отсталых в своем положении крестьян и люмпен-пролетариата. Дискуссионная деятельность, коллективные занятия, социальные службы, демонстрации, художественная и культурная деятельность, фундаментальные исследования и различные другие научные мероприятия ‒ вот методы, которыми мы пользуемся для организации мелкой буржуазии и интеллигенции. По этой причине в качестве прикрытия необходимы легальные массовые организации.

В Индонезии множество народов и языков. Какую роль играет национальный вопрос?

Мы построили дизайн национальной идентичности в 1920-х гг. на основе общей судьбы колонизированных территорий. В отличие от России, Индонезия как единое целое существовала только после провозглашения независимости в 1945 году. Ранее Индонезия была голландской колонией, состоящей из разных малайских королевств. Индонезийская националистическая партия исторически построила национальную идентичность Индонезии, основываясь на величайших малайских империях, а именно Маджапахит и Шривиджайя. Однако ни Маджапахит, ни Шривиджайя не могут описать разнообразие нашего общества сегодня, в этом проблема, особенно в Восточной Индонезии. Конечно, многие национальные проблемы возникают из-за национальной идентичности, навязанной националистами (среди которых доминируют яванцы), в том числе вопрос религии, который всегда был проблемой в последнее время. Мы, марксисты-ленинцы-маоисты, неустанно пытаемся организовать крестьян, которые являются наиболее многочисленным классом общества в различных регионах и этнических группах Индонезии.

Сторонники независимости Западного Папуа на демонстрации в Джакарте в августе 2019 г. Фото Andrew Gal

Имеет ли смысл развивать национальную культуру? Вам этот вопрос может показаться глупым, но у нас в России многие всерьез считают, что исчезновение национальных культур и языков и их ассимиляция русскими это якобы прогрессивное явление, и бороться за сохранение и возрождение культуры малых народов не нужно.

Индонезийское общество и российское общество очень разные. Индонезия является полуколониальной и полуфеодальной страной, тогда как Россия, хотя теперь и капиталистическая страна, прежде была социалистической страной. В России была социалистическая революция, а в Индонезии не было даже промышленной революции. Проблема национальных культур в России, хотя она может стать и стала большой (как это было в чеченских войнах), может быть решена более продуктивно. Даже если вы с этими моими словами не согласитесь, мы видим, что в Чечне мир. Строительство идет, чеченцы в безопасности. В нашей стране до сих пор продолжаются культурные конфликты между религиями и этническими группами, например, в провинциях Папуа и Северное Малуку (там идут вооруженные конфликты).

Кроме того, традиция смешанных браков стала обычным явлением в России. В Индонезии есть смешанные браки, но их немного, и некоторые элементы индонезийского общества до сих пор считают эту тему запретной.  Индонезийское общество испытало большой ущерб во время колониализма, поэтому реальный сектор экономики Индонезии также имеет очень ограниченные производственные мощности. Проблемы бедности, социального неравенства и ограниченного образования обусловливают частые конфликты между этническими культурами в Индонезии. Как коммунисты, мы, конечно, хотим, чтобы национальная культура стала социалистической с надстройкой пролетарского интернационализма. Но мы понимаем, как сказал Мао Цзэдун, что на данном этапе мы можем бороться только за государство как инструмент, служащий интересам класса пролетариата. Другими словами, индонезийская национальная культура должна быть обновлена ​​до пролетарской культуры, более прогрессивной и революционной.

Как ты думаешь, как соотносятся национальная и интернациональная культура? Должны ли они сливаться?

Культура как надстройка есть продукт производственной базы самого общества. Производственная база феодального строя создает феодальную культуру, производственная база капитализма создает капиталистическую культуру. Национальная производственная база, таким образом, будет определять характер национальной культуры. Мы все сейчас живем в таком мире, где производственная база каждого национального общества варьируется от страны к стране. Да, как коммунисты, мы все хотим, чтобы эта производственная база развивалась в сторону социализма, чтобы удовлетворялись все потребности человека. Однако в действительности существует производственная база, которая искажена настолько, что общество не может развиваться хотя бы в сторону самообеспечения в производстве, не говоря уже о процветании.

Почему это произошло? История показывает, что это произошло, конечно, из-за империализма и колониализма. Сначала империализм и колониализм возникли из-за непримиримых противоречий между странами. Противоречие между странами возникает из-за противоречия между правящим классом и обществом. Противоречие между господствующим классом и обществом возникает из-за противоречия в собственности на средства производства. Согласно сборнику трудов И.В. Сталина под названием «Марксизм и национально-колониальный вопрос», национальная культура может исчезнуть или раствориться только тогда, когда может быть ликвидировано государство. Это означает, что это может быть реализовано, если империализм будет побежден, и социалистическая производственная база победит в международном масштабе.

Какую роль в Индонезии играет крестьянский вопрос? Некоторые утверждают, что например на соседних с вами Филиппинах крестьянство составляет уже меньшинство населения, и поэтому концепция новой демократии там не применима.

Коммунистическая партия Филиппин была с нами с тех пор, как мы попытались создать новое коммунистическое движение в Индонезии. Мы очень хорошо знаем, что количество крестьян по-прежнему играло значительную роль в создании Новой народной армии, а также в поддержке революционного восстания на Филиппинах.

Как я объяснял в предыдущем разделе, крестьянство в Индонезии по-прежнему очень велико, учитывая демографические и геополитические условия самой Индонезии. Общая численность населения Индонезии составляет 273 миллиона человек. Фермеры, владеющие землей, составляют около 33 миллионов человек, а безземельные крестьяне около 40 миллионов.

Для многих молодых активистов в России актуален вопрос “с чего начать”. Что бы ты мог посоветовать?

Делайте то, что должны делать, и не будьте половинчатыми, как показали на своем примере Ленин и Сталин. Я прекрасно понимаю и знаю, что существуют структурные и систематические препятствия, мешающие возрождению коммунистического движения в России. В России много коммунистических партий, от Геннадия Зюганова до Максима Сурайкина. Путин и его союзники также следят за тем, чтобы все они были согласны с политикой президента.  Но ужесточение режима сегодня доказывает, что и русский пролетариат недоволен нынешним положением. Советская Россия может прийти в себя, просто нам нужно основывать нашу практику на конкретных условиях.

Примечания

  • 1
    Это 1840 руб. на наши деньги! Вот тебе и «статистика». Сколько же там бедных по российским стандартам?
  • 2
    Национальное агентство развития, учреждение уровня министерства в Индонезии.
  • 3
    NTP это статистический показатель, учитывающий, сколько фермер заплатил за семена, удобрения и т.п., и за сколько продал свою продукцию, т.е. его прибыль.
  • 4
    Национальное обследование рабочей силы.
  • 5
    Это 7908 руб.