Выдавливать из себя по каплям обывателя

Сергей Топоров

Пребывая в российском левом движении более двух лет, поражаешься тому, как же оно далеко далеко от интересов народных масс, в том числе пролетариата. Поневоле начинаешь задумываться, что оно существует ради себя самого. Да, можно создать много маленьких (и не очень) сообществ с громкими, по большей части претенциозными названиями, в которых, естественно, фигурируют определения «большевистский», «ленинский» или «марксистский». Эти маленькие (и не очень) сообщества, составленные зачастую из людей случайных, ожесточенно борются за место под солнцем, между ними возникают «войны», то и дело мы слышим про полемику «кто главнее в левом движении» или кто ревизионист, а кто «самый настоящий большевик».

Если покопать поглубже, у Вас, конечно же, сложится ясное впечатление, что особой разницы между всеми этими сообществами нет. Почему? Да, потому что они являются своеобразными «клубами», «кружками по интересам», не связанными с реальной действительностью. Одни любят Сталина, другие Мао Цзэдуна, третьи ‒ Троцкого или еще кого-нибудь (например, Ходжу). Причем именно «любят», но толком не знают, не читают, и, главное, не умеют применять их наработки на практике (мы сейчас, естественно, не про Троцкого). И лозунги, лозунги, лозунги, декларации, декларации, широковещательные заявления, с которыми ознакомятся 20-30 человек, таких же как они…

Еще раз повторяем, что одной из главных болезней российского левого движения является его «тусовочность». Что такое «тусовочность»? Это ‒ отсутствие серьезности, это отсутствие осознания того, зачем ты или он, или она в левом движении. И, правда, зачем мы здесь? Бухать, реализовывать свои личные амбиции (личные!), превратившись в «вождиков» своих сообществ, найти много умных (и, если повезет, красивых) телок и говорить, говорить, говорить… И еще клевый, революционный прикид должен быть. Обязательно. Куда же без него?

И это мы молчим про «кружковщину». Почему именно «кружковщину»? Да, все очень просто. «Кружковщина» ‒ это пребывание в марксистских кружках ради самих кружков. Тоже своеобразная форма тусовки, оторванной от реальных проблем и действительности. Нет, можно прочесть 30-40-50 томов классиков, и это будет совсем неплохо. Ну, а дальше что? Какой из этого толк? Практический выход? Очень часто никакого.

Хотя бывает и по-иному. Бывает так называемая «левизна», заключающаяся в принципе «вынь, да положь». Вот мы хотим сразу все. Здесь и сейчас. Хотим партию большевиков, хотим Октябрь и т.д. Некоторые ждут нового мессию-теоретика, некоторые жаждут бежать в хвосте у либералов («демократы же», «народный фронт-с»), некоторые, сидя напрямую у дивана, просто ждут. И ругают, ругают, ругают… Ругают все и вся. И особенно народ. Тупой он у нас. Марксизма не понимает. А вот в 1917 году… Сии господа, правда, забывают, что путь к 1917 г. был очень далекий. И начинался не с захватов мостов и телеграфов.

Рабочие в РФ? У них нет проблем. С жиру бесятся. Социальные проблемы граждан? Выселения? Тарифы? Ветхое жилье? Скучно. То ли дело ЛГБТ, феминизм, контркультура. Ведь права меньшинств это же самое главное! Классовая повестка? Устарела. «Надо идти в ногу со временем!».

Но тут нам скажут: «Э-э, братец, а сам то что? Ты-то что предлагаешь?». Что предлагаю? Побыть немного… «правым оппортунистом». Попытаться, хотя бы немного посмотреть дальше своего носа и своих фантазий, оглянуться на массы, на их реальные проблемы и нужды. Вникнуть в них. Понять, чем живут те самые трудящиеся, на которых по идеи должны опираться коммунисты и, вообще, левые. Попытаться им помочь, например, попытаться им помочь сорганизоваться, походить с ними по официальным инстанциям, осветить их проблемы сетях, газетах левой направленности и т.д. Только так можно заработать уважение у масс.

Но это, естественно, «правый оппортунизм». «Вы погрязли в нем». Чего-то все кропаете, пишите запросы, обращения, с профсоюзами якшаетесь и т.п. Список можно продолжить. Меньшевизм, не иначе.

Хотя есть и другой путь. Какой? Создать 38-ю или 103-ю «самую правильную в мире партию», «безупречную во всех отношениях», звать туда кучу мелкобуржуазной молодежи, говорить ей, что «скоро мы станем как РСДРП(б)» и дело, как говорится в шляпе. Осталось только появиться в нужный момент с нужными лозунгами, которые были взяты из головы «гениального вождя», и тебя, без сомнения, примут с распростертыми объятиями. Ведь большевики же так и действовали… Правда?

В общем, мы побудем «правыми оппортунистами» пока. Ладно? С людьми поработаем, не будем кичиться, будем поскромнее. И прикид нам модный не нужен. Не стиляги мы какие-нибудь, сынки партноменклатуры…