Интервью с представителем РОСЛЕСПРОФСОЮЗа

Не нужно много говорить о значении для страны лесной отрасли. Все прекрасно знают и о незаконных вырубках и вывозе древесины за границу, и о лесных пожарах, которые уничтожают дома и от которых гибнут люди. Все эти проблемы напрямую связаны с положением работников отрасли. Мы попросили секретаря ЦК профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации (Рослеспрофсоюз) Екатерину Жановну Кислову ответить на наши вопросы и рассказать о том, что происходит.

Расскажите о положении Рослеспрофсоюза в текущий момент.

В текущий момент Рослеспрофсоюз является одним из крупнейших профсоюзных объединений в России, представляющим интересы работников лесной отрасли, это и бумажные комбинаты, и мебель, и государственные организации, например, Рослесинфорг и лесничества, и тому подобные, словом, разброс большой. Поэтому мы и подписываем 3 федеральных отраслевых соглашения. Организация активно работает над защитой прав и интересов своих членов, а также обеспечивает социальную поддержку и помощь в решении трудовых вопросов. Мы считаем, что основой любого профессионального объединения в союз является исключительно осознание работниками их роли и возможности влиять на условия своей работы, оплаты своего труда, уважения к своей профессии путём именно коллективной поддержки требований, небезучастное отношение к возможности вести переговоры с работодателем и знание законов, которые позволяют любым профсоюзным организациям на равных вести диалог с любым оппонентом. И уже только потом можно говорить о важных, но не первичных возможностях, которые появляются у профсоюза на предприятии, если он достаточно развит: это и организация оздоровления, и праздники, и выплата материальной помощи и так далее.

Сейчас профсоюз совсем не та организация, которая была во времена Советского Союза. Плохо это или хорошо, сказать однозначно сложно. Но то, что профсоюзная организация более не является «приводным ремнём» с соответствующим финансированием – уже данность. И мы работаем исключительно на деньги от взносов наших членов.

Хочется тут отметить, что интерес к профсоюзной деятельности начал возрастать. Считаю, что дело тут в том, что работающие сталкиваются с необходимостью наличия у них законного и независимого от чьего-либо желания инструмента для защиты их прав и интересов. Ведь, по сути, то, как будет работать профсоюз, зависит от них самих, потому что они сами и есть профсоюз в современной его форме. И нам, кстати, напрямую в ЦК активно поступают просьбы из самых разных организаций об оказании содействия в создании у них первички. И мы персонально каждому, индивидуально помогаем в этом.

Как возглавляемый Вами Рослеспрофсоюз защищает права работников лесных отраслей?

Рослеспрофсоюз активно защищает права и интересы работников лесных отраслей, осуществляя юридическую поддержку, проводя коллективные переговоры с работодателями, организуя акции и флешмобы, одна забастовка была в прошлом году, на ИКЕА. Кроме того, профсоюз предоставляет своим членам социальную поддержку, оказывает помощь в решении трудовых споров и других вопросов.

Я уже сказала, что сервисная система работы, так называемая b2c, когда некто оказывает некие платные услуги, в чистом виде в профсоюзе не в состоянии работать. Просто, потому что люди, которые в профсоюзе состоят, сами же одновременно в этом случае являются и заказчиками, и исполнителями. Другой вопрос, когда речь о проведении кампаний солидарности, работе на уровне субъекта или федеральном уровне, тут да, включается именно аппаратный механизм так называемого социального партнёрства, вертикальный, когда отдельная профсоюзная ячейка не в состоянии провести переговоры на уровне губернатора или министерства, подключают обкомы и ЦК.

Мы постоянно ведём эту работу.

Сейчас у нас переформатируется бессрочная кампания «За достойный труд в лесном хозяйстве!» Она начата несколько лет назад, нацелена на привлечение внимания к проблемам работников лесного хозяйства (лесников). И вот тут нам как раз крайне не хватает активности в лесничествах. Вроде бы всем понятно, что зарплата хуже некуда, кадровый голод, сложные (а иногда и просто опасные) условия труда, но людям проще уволиться, чем бороться с этой ситуацией. Профсоюз решил совершить ещё одну попытку ситуацию переломить в пользу работников.

До этого мы уже добивались оплаты питания пожарным на тушении леса, а ведь раньше им не обеспечивали даже этой малости, сбрасывая их на парашютах в горящий лес. Вообразите, какое отношение к десантникам Авиалесоохраны. Кстати, в новостях нам рассказывают только об МЧС, которые тушат деревни, а про работу лесничеств и пожарных в лесу практически не рассказывается.

Ситуация с пожарами, к слову, отчасти результат низкого финансирования лесного хозяйства. Людей просто слишком мало, чтобы следить за гигантскими площадями, ведь если взять и абстрактно поделить общий объём на число работников, то выходит, что на одного лесника приходится около 10 000 га.

Есть ли у профсоюза проблемы? Если да, то какие?

Как и у любой организации, у Рослеспрофсоюза есть свои проблемы. Одной из главных является, на мой взгляд, отсутствие понимания со стороны работников ряда важнейших принципов объединения. Мнение о том, что профсоюз – это бюро услуг прочно прижилось в сознании людей. И отношение к профсоюзам сейчас экстраполируется на три направления: «я за 1% своей зарплаты лучше пойду и чего-нибудь сам себе куплю», «вы защищаете только обиженных, а я свои проблемы сам решаю», «у меня есть (или был) профсоюз [обычно речь об организациях, куда просто принимают через отдел кадров], так они только своим там всё дают и я их работы не вижу».

Я это совершенно открыто говорю и вижу. Но, когда начинаешь индивидуально выяснять с человеком из любой категории, что же у него на самом деле происходит, обнаруживается, что там ему не доплатили за работу в выходные, он проглотил, тут ему отказали, он смолчал, хотя право у него не принимать это было, а профсоюзную историю все воспринимают, как нагрузку сверх своей работы, а не как возможность принуждать работодателей исполнять законы и быть в силах противостоять против проблем коллективно.

Словом, ералаш какой-то выходит. Права нарушают, деньги не доплачивают, угрожают увольнением, но делать никто ничего с этим решительно не хочет, а виноват во всём кто угодно другой. Иногда выходит всё же втолковать, что у моего собеседника есть вариант решения, и он довольно простой – создать профсоюзную организацию и на законных основаниях начать решать проблемы, с которыми работодатель считаться не хочет.

Как Вы, в целом, оцениваете состояния лесной отрасли Российской Федерации?

Состояние же лесной отрасли в Российской Федерации можно оценить как неоднозначное. С одной стороны, отрасль является важным источником доходов для многих регионов страны, а также играет важную роль в экологической сфере. С другой стороны, в отрасли существуют серьезные проблемы, связанные с неэффективным управлением лесами, нарушением экологических норм и правил, а также низким уровнем социальной защиты работников. Выше мы уже много сказали о зарплатах тех же работников лесничеств. Если на предприятиях, где люди всё же создали профсоюз, решились бороться за заработные платы, безопасный труд и соблюдение законов, всё более-менее хорошо, то в государственных организациях всё сложнее.

Приведу недавнее интервью Председателя Рослеспрофсоюза, Дениса Журавлёва на радио «Спутник», текст которого опубликован в центральной профсоюзной газете «Солидарность»:

18 тысяч рублей – такова средняя зарплата работников лесного хозяйства в Северо-Кавказском федеральном округе, эти данные привел Денис Журавлев, председатель профсоюза работников лесных отраслей РФ (Рослеспрофсоюза) в прямом эфире Радио «Спутник». Средняя зарплата по лесному хозяйству в целом по стране в 2022 году составила 41 800 рублей за счет всех источников.

– В принципе цифра не пугающая, но если мы посмотрим на среднюю зарплату по России по всем отраслям (64 191 рубль), то мы видим серьезный разрыв в процентном отношении. То есть работник может найти себе работу в другой, более высокооплачиваемой отрасли, — отметил Журавлев.

При этом отдельно по лесничествам заработная плата за 2022 год составила 37 200 рублей, рост составил 14,1%, но ситуация в регионах очень сильно отличается.

– По федеральным округам наибольшая зарплата у лесников в Дальневосточном федеральном округе – 49 100, рост составил 18,9% за прошлый год, Сибирский федеральный округ – 45 700, зарплата выросла на 27%, Центральный ФО – 33 000 рублей. Давайте прикинем. Московская область, зарплата – 33 тысячи, рядом Москва с совершенно другим уровнем зарплат и с большим количеством вакансий, поэтому всегда есть соблазн. Северо-Кавказский ФО – 18 тысяч рублей. Извините, у нас МРОТ со следующего года – 19 242, — подчеркнул глава Рослеспрофсоюза.

Отсюда, по мнению Журавлева, вытекает одна из главных причин дефицита кадров в лесной отрасли, что приводит к трагедиям из-за лесных пожаров. Ведь ситуация с лесными пожарами во многом зависит от того, в каком состоянии находится лесное хозяйство в целом, сколько специалистов работает в отрасли.

– По лесопожарным службам достаточно много внимания государства: выделяются средства, обновляются парки, закупается техника, а вот людей не хватает. У нас на должности лесных пожарных набирают людей сезонно, на пожарный сезон набрали, потом увольняют, — рассказывает Денис Журавлев. – Людей не хватает и в принципе в лесном хозяйстве. Например, в Костроме штат укомплектован на 60%. В случае Костромы деньги выделяются на полный штат, потому что зарплата там чуть больше 20 тысяч рублей. За счет этих вакансий люди получают доплаты, потому что работают за двоих.

Профсоюз работников лесных отраслей активно старается изменить ситуацию к лучшему. И точечно этого удается достичь. Но чтобы изменить ситуацию кардинально, необходима воля Министерства природных ресурсов и экологии РФ, считает глава Рослеспрофсоюза.

Источник

Взаимодействует ли Рослеспрофсоюз с другими профсоюзными организациями в рамках ФНПР? Если да, то с какими?

Рослеспрофсоюз активно взаимодействует с другими профсоюзными организациями в рамках ФНПР (Федерации Независимых Профсоюзов России). Мы проводим множество совместных мероприятий, оказываем друг другу постоянную солидарную поддержку. Например, поддерживали работников судостроительного завода «Море», которые были под угрозой лишения рабочих мест, это была акция Судпрофа. Проводили акцию так же в поддержку Электропрофсоюза, когда у них возникли трудности подписания федерального отраслевого соглашения, сторона работодателей крепко противостояла им в этом. Но в итоге именно коллективными действиями мы смогли ситуацию переломить. Словом, взаимодействие оно ведь не заключается не столько в том, чтобы посидеть за столом, поговорить, сколько в том, что профсоюзное движение в состоянии консолидироваться и помогать товарищам.

Федерация со своей стороны постоянно оказывает поддержку и предлагает товарищескую помощь в проведении кампаний или мероприятий. Про финансирование программ внутрипрофсоюзных квалификаций для штатных работников и специалистов я вообще молчу, а это немаловажно сейчас, мы должны обгонять работодателей максимально по всем фронтам, чтобы члены профсоюза пользовались полным инструментарием у себя в первичках. Пока что я не вижу альтернативы этому центру, который обладал бы таким потенциалом, мы можем быть не во всём согласны, но пользы для развития профсоюзного движения от нашего партнёрства гораздо больше.

Что Вы можете сказать о перспективах дальнейшего развития Рослеспрофсоюза?

Перспективы дальнейшего развития Рослеспрофсоюза связаны с укреплением организации и расширением ее влияния на решение важных вопросов, связанных с защитой прав и интересов работников лесной отрасли. Важным направлением развития является улучшение информационной поддержки членов профсоюза, а также повышение эффективности работы по защите трудовых прав и социальной защите работников.

Мы серьёзно относимся к проблеме молодёжной политики, так как без работы со студентами и молодёжью не будет никакого дальнейшего поступательного развития, и будущего у организации тоже не будет.

Много внимания уделяем работе с женщинами, например, в лесном хозяйстве наметилась тенденция к феминизации. Этот феномен возникает там, где зарплаты слишком маленькие, чтобы на них соглашались мужчины, соответственно на их место приходят либо женщины, либо низкоквалифицированный персонал. Это очень выразительно подчёркивает ряд законов из «Капитала» К. Маркса и подтверждает всю несправедливость и неоднозначность ситуации.

Немаловажно, подводя итог, тут снова подчеркнуть главный тезис: только объединяясь в профсоюз, люди могут сделать его реально сильным, потому что они сами – профсоюз.

Движение «За народную демократию»